АукцЫон «Д’Обсервер» 1986/2014 (2CD + DVD)
rock 7/10
«Геометрия»
Бокс-сет продолжает уникальную «геометрическую» серию переизданий питерской группы и предлагает нырнуть глубоко – в то, теперь уже былинное, время, – и заплутать в его эстетических противоречиях. Название диска объясняется просто – фонограмма записана осенью 1986 года в ДК Пулковской обсерватории. «Д’Обсервер» стал первым «официальным» концертником «АукцЫона». Фактически же это развитие идей альбома «Вернись в Сорренто». Специальное оформление нынешнего издания сделал художник «АукцЫона» тех лет – легендарный Кирилл Миллер. Отметим 44-страничный буклет, оригинальный текст «Torna a Surriento» и уже ожидаемый бонус-сюрприз – лейбл называет его «плакат из полиэфирного шелка». Использовать же этот предмет будут, думается, как бандану.
Запись входит не во все варианты дискографии группы. На сайте «Ы» альбом в дискографии есть, а в Википедии – отсутствует. Примем первую толчку зрения. В трек-листе – весь материал «Сорренто», песни «Тоска» и «Путь в Джинистан» с будущего диска «В Багдаде всё спокойно». Плюс вещи, не входившие в другие программы: «Панковский сон», «Я не пример для подражания», «Телега», «Любовь на эскалаторе», «На льдине». Поспорить, какой альбом круче – было бы интересно, но, пожалуй, поздно.
Релиз передает взвинченную атмосферу «аукцыоновских» шоу – по части энергообмена они остались феноменальными. На «Д’Обсервер» образ команды подан выпукло и точно, с положенными концертной записи шероховатостями и живым драйвом. Много внимания уделено чтению стихов и ответам на вопросы из зала. Ассоциации от Madness до «АВИА» нормальны для той эпохи. Звонкий вокал Сергея Рогожина контрастен ломкому образу Олега Гаркуши и не стремившемуся на первый план лидеру бэнда Леониду Фёдорову. После фонограммы заглавной песни в исполнении Робертино Лоретти группа начинает полуавангардную панк-программу, голоса иногда улетают в высокие и не всегда комфортные регистры, но остается ощущение, что коллектив становится лучше и лучше.
Концерт дополнен… концертами – и аудио, и видео. Это записи 1986 года – сделанная на IV-м Ленинградском рок-фестивале и бутлеговая «Рио-де-Шушары» – точный вариант концертного «Аукцыона». На DVD – съемки, сделанные Джоанной Стингрэй в зале «Аврора» (1986) с невнятным качеством картинки, но с адекватной панк-энергетикой, и концерт в ДК «Невский» (1987). Особняком стоит шоу 1988 года в Дубне – там поет уже не Рогожин, а Фёдоров, что делает ироничную эротичность происходящего менее акцентированной. Без Рогожина группа потеряла в парадоксальности и парадности подачи, но главными у «Аукцыона» были другие аспекты. После его ухода на сцену выходит Вова Весёлкин и начинается другая, новая жизнь.