Алексей Хвостенко «Скорпион» (2015)
Март 28, 2015
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Алексей Хвостенко «Скорпион» (2015)

spoken word 9/10
«Геометрия»

Описать происходящее на этом уникальном альбоме, как и историю его создания, очень просто. «Скорпион» – это чтение под музыку знаменитым андеграундным поэтом и бардом Алексеем Хвостенко стихов – своих и написанных в соавторстве с автором текста легендарного хита «Над небом голубым» Анри Волохонским. Но вот ощущение от прослушивания вместить в простые слова труднее.
«Скорпион» открыл новую серию CD «Голос поэта» – он издан как серьезная книга и, если серия будет продолжена, приятных забот у коллекционеров прибавится. Но этот диск, увы, не для всех – если предположить, что у вас нет ни фонотеки, ни библиотеки, ни личного творчества, то альбом вами, скорее всего, не будет понят. Тут сходятся и психоделическая мелодекламация, и инстинктивная глубина исполнения, и профессиональная культура автора. Финал альбома – вообще тема особая, он оставляет слушателя перед бездной и в этом тоже есть поэзия.
Изначально над записью работал прославленный участием в оркестре Дюка Эллингтона Анатолий «Толик» Герасимов (флейта, саксофон). Плач и тайна саксофона Герасимова, идеально попадающего в алкогольно-психоделическое щемящее настроение текстов, создают ощущение, что музыканты говорят с духами и с богами. Все слышали подобное – кто в подземном переходе, кто в консерватории – кому как повезло. Позднее к работе подключились Владимир Волков, Юрий Парфёнов, Борис Шавейников, саксофонист Николай «Колик» Рубанов с сыном Богданом и другие музыканты группы «АукцЫон». Связь ли времен хотел нащупать мастер, но в сумме – его метафизическое чтение, «космический» фоновый джаз и мерцающие на втором плане детские голоса.
Хвост читал так, как дышал, текст словно звучит у него внутри. Как сообщает буклет, легендарный трубадур в процессе записи постоянно пытался улизнуть к початой огромной бутыли вина. Ее хорошо видно на видеобонусе – эксклюзивной съемке чтения Хвостом некоторых стихотворений, сделанной во время записи.
Хвостенко – большой художник, такие появляются чрезвычайно редко. Нам повезло – с нами такое было. В том, что вскоре после этой записи поэт умер, а затем отправился в мир иной и Герасимов, можно увидеть многое, а можно просто констатировать: этот альбом – знак, стоящий на переломе эпох. Редкий случай – можно почувствовать и осознать этот перелом.
Окончательно сводилась работа лидером «Аукцыона» Леонидом Фёдоровым. Совместные альбомы с Хвостом немало повлияли на него и преемственность художественных вселенных тут очевидна. Не хочется бросаться словами «эпохальная запись» и «вневременное произведение» – альбом камерный и герметичный, психоделичный и авангардный, рекордные тиражи вряд ли ему угрожают, но у каждого, кто хочет слышать время, он на полке будет.

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев