Марина Барешенкова «Vox Et Amicus Eius» (2CD, 2017)
Много ли мы знаем отечественных вокалисток, во всеуслышание признающихся в любви к группе Jethro Tull, а заодно и к датскому религиозному философу Сёрену Кьёркегору? Московский музыкант Марина Барешенкова не только открывает свой новый альбом вещью с этим концептуальным заявлением, но поёт через несколько номеров, продолжая мысль: «Слишком серьёзна для рок-н-ролла, слишком весела…». Эти идеи формируют образ артистки, но музыка альбома говорит и о другом.
Двойной релиз представляет два лица певицы. Один диск записан под фортепиано, второй под электронно-клавишный инструмент Kurzweil SP-8. «Vox Et Amicus Eius» с латыни переводится, как «голос и его друг». Друзья тут – эти самые клавишные инструменты, идея восходит к регулярным концертам Барешенковой в московском особняке купца и мецената Василия Носова. Так что друга у голоса тут получается минимум два. Альбом, клавишно-поэтический Янус, сводит эти полюса вместе.
Это не слащавый поп-неоакадемизм. Слушать Марину не всегда просто. В альбоме формально нет ничего от андеграунда – ни подвальной эстетики, ни приблизительной техники, ни примитивности, ни истерики, но он оказывается рядом именно с андеграундом, т.к. противостоит навязываемым медийным трендам. Это созвучно позиции помогающего певице рок-литератора Сергея Гурьева – он раньше работал с такими музыкантами, как «Рада и Терновник», «Дочь Монро и Кеннеди», Владимир Белканов, «Лайда», Светлана Косенко.
Тори Эймос – одно из частых сравнений при оценке того, что делает Барешенкова. Добавим ещё Регину Спектор. Но эти девушки обострённо современны, Марина же не забывает прошедшие эпохи.
Оформлен диск изящно и стильно, это можно отнести и ко всему творчеству Барешенковой. Музыку, да и вообще искусство, в наше время упрощают, принижают, выносят на базар, выдавая примитив за прогресс. Физики победили лириков и громко смеются над ними, сидя в пивных. Альбом, который мы слушаем сегодня, развивается, живёт в другом направлении.
По сравнению с CD Барешенковой «Дальше» («Отделение Выход», 2012), «Vox Et Amicus Eius» звучит поджаро и собранно, но этот двойник – слушание особое, оно потребует концентрации внимания. Увлечённые нестандартной, ностальгической эстетикой, личным обаянием, зрители, бывает, останавливаются на визуальном и музыкальном впечатлении от «новых мотетов» – так определили критики стиль Марины, – не углубляясь в тексты. А они несут черты Марининого таланта – образную насыщенность, эстетические маяки прошлых эпох, которые цивилизация оставила, чтобы мы совсем уж не заблудились.
Первая вещь второго диска «Ave Verum», спетая частично на латыни под орган, показательна. Стройность, устремлённость ввысь того, что делает Марина, родственны именно этому инструменту. Хрупкая девушка и массивный трубчатый монстр не остаются в одиночестве. У синтезатора задействуются регистры арфы, клавесина: друзей у голоса на поверку оказывается целая компания – умных и нескучных.
Рецензия опубликована в #82
singer/songwriter
"Геометрия"