Månegarm “Fornaldarsagor” (2019)
Тот, кто следит за творчеством этой шведской группы с самого начала, наверняка помнит, что начинали «гармы» с лютого леденящего блэка с фольклорными элементами, уже к третьему альбому (“Dödsfärd”, 2003) придя к более сбалансированному мелодичному звучанию. С тех пор у Månegarm вышло несколько отличных релизов в рамках боевого и задорного викинг-метала, среди которых нашлось место и полностью акустической работе “Urminnes hävd – The Forest Sessions” (2006), и экспериментам с англоязычными текстами на “Legions of the North” (2013). На сей раз шведское трио попросту превзошло себя – не верится, что можно было создать в этом стиле что-то настолько совершенное, настолько энергетически насыщенное, настолько красивое.
Певучие, мелодичные риффы, захватывающая героическая мелодика, использование скрипки, прекрасный чистый саунд, чередование быстрых и эпичных партий – ничего вроде принципиально нового, но то, как задействованы, проработаны и спаяны в единое целое привычные ингредиенты, вызывает неподдельное восхищение. Вокалист и по совместительству басист Эрик (не рискну транскрибировать его фамилию – Grawsiö) использует два типа вокала – чистый протяжный и более грубый, хриплый рык… кстати, помимо вокала и бас-гитары, Эрик также написал всю музыку. С партиями женского вокала в “Ett Sista Farväl” ребятам помогла Эллинор Видефорс, уже работавшая с Månegarm на прошлом релизе. Эффектную обложку снова нарисовал их практически штатный художник Крис Вервимп – судя по всему, он изобразил трёх участников группы в виде древнескандинавских воинов, над которыми расположил их архетипы – вепрь, медведь и волк. Богат иллюстрациями и буклет, в котором содержатся тексты на шведском, основанные на старинных сказаниях, и их английский перевод.
Про песни нельзя сказать конкретно, что эта, мол, быстрая, а эта – баллада. Почти все они содержат в себе как медленные, распевные, так и агрессивные скоростные фрагменты. Благодаря этому “Fornaldarsagor” слушается как единое 45-минутное произведение, как старинная сага, где темп повествования меняется по воле сказителя там, где этого требует сюжет… Сидишь с мечтательным лицом у колонок – и понимаешь, что тебя зовут конунг Тор Одинович Валгаллсон, и срочно нужен меч и виза в Швецию, ибо фьорды зовут и драккар может уплыть без тебя. Соответственно, и выделить какие-то конкретные песни будет делом непростым и, как мне кажется, излишним. Единственный «однозначный» выбор – финальная акустическая композиция “Dödskvädet”, наполненная эмоциональным чистоголосием и служащая условной «кнопочкой» вывода слушателя из музыкального транса. Идеальный, эталонный викинг-металлический альбом – лучший у группы и один из сильнейших в стиле. И захочешь придраться – не получится.
Алексей АРБУЗОВ
Рецензия опубликована в InRock #88
viking metal 10/10
Napalm/"Союз Music"