Loomings “Everyday Mythology” (2015)
“Everyday Mythology” – дебютный альбом новой авантпроговой группы Loomings, возглавляемой композитором, перкуссионистом и клавишником Якопо Коста. Это итальянский музыкант, сотрудничавший с Yugen и другими коллективами. Живёт он в Страсбурге; таким образом, группа считается французской. Диск же издан известным лейблом Altrock Productions, ориентирующимся на современные направления авант-прога.
Характерная особенность звучания Loomings – обилие вокала, особенно по стандартам прогрессива в целом и авант-прога в особенности. В группе две вокалистки, Мария Денами и Людмила Шварцвальдер, и вокалист Бенуа Рамо – все классически обученные солисты. Некоторые вокальные партии берет на себя сам Якопо Коста. Другая важная особенность – большая роль ударных инструментов с определённой высотой звучания. Якопо Коста активно использует вибрафон, глокеншпиль, трубчатые (они же оркестровые) колокола и так далее. При этом в основном составе группы есть ещё барабанщик, использующий «обыкновенную» ударную установку, и басист.
Грубо говоря, Loomings на дебютном альбоме – это много женского вокала, много вибрафона, много диссонансов и джазовых гармоний, плюс рваная ритмика. Иными словами, группа по саунду и эстетике ближе всего к Art Bears и News From Babel – авант-проговым группам, в которых участвовала известная певица Дагмар Краузе. То же сочетание иронии и изысканности, навороченности и непредсказуемости, авангардности и «щепотки» кабаре. Можно провести ассоциации ещё с кентерберийской сценой (Hatfield and the North), Фрэнком Заппой, а также теми произведениями Gentle Giant, в которых активно использовался вибрафон. Так, композиция “BLACK (and Green and Red)” сильно напоминает «джайентовскую» “Schooldays” из альбома “Three Friends”. Наиболее заметной композицией диска является шестой трек “Sweet Sixteen”, словно делящий его напополам. Его с известной долей условности можно было бы назвать «авантпроговой балладой». А мне, пожалуй, больше других нравится следующий за ней трек с лаконичными названием “..and…”.
При каждом последующем внимательном прослушивании вдумчивому слушателю в этой музыке будут открываться всё новые красоты. Человек же, для которого «предел сложности» – Pink Floyd и Jethro Tull, вряд ли выдержит альбом от начала и до конца. А некоторые фрагменты могут даже показаться лёгким – или «средней тяжести» – издевательством над слушателями. В частности, любителю Led Zeppelin вряд ли понравится неожиданное цитирование “Black Dog” в напичканной разными наворотами композиции “Lockjaw (A Mutant DOG)”. Кроме того, если учесть всю предшествующую традицию авант-прога, новизны в данном альбоме не очень много. Ну и завершающий альбом одиннадцатый трек “Milano” своей чрезвычайной невнятностью ещё больше отдаляет рецензируемый релиз от звания «пластинка года».
И всё же любителям музыкальных традиций, восходящих к Дагмар Краузе, Фрэнку Заппе и Gentle Giant, ни в коем случае не стоит пропускать дебютный диск группы Loomings.
Иван Розмаинский
avant prog/canterbury 7/10
Altrock Productions