All Traps on Earth “A Drop of Light” (2018)
«Anglagard умер, да здравствует All Traps on Earth»! Верен ли этот тезис? Нет, но только если сегодняшнее молчание легендарных шведов Anglagard – лишь сон, а не смерть ансамбля. А так перед нами главная прог-сенсация 2018 года. All Traps on Earth собрал басист и клавишник Anglagard Юнас Бранд, он же Хёгберг, основный автор музыки на её дебютном альбоме. Также в состав вошли экс-клавишник Anglagard Томас Юнссон, нынешний барабанщик этого же ансамбля Эрик Хаммарстрём (знакомый посетителям московского концерта The Flower Kings 2008 года) и дочь создателя группы Миранда Бранд, отвечающая за оперные вокализы. Среди гостей – гитарист Фил Мерси и четыре исполнителя на духовых инструментах – трубе, флюгельгорне, бас-кларнете, саксофонах и флейтах.
В первой половине 90-х два альбома Anglagard, “Hybris” (1992) и “Epilog” (1994), покорили сердца меломанов, изголодавшихся по лучшим опусам King Crimson, Yes, Genesis, Camel и Gentle Giant. Anglagard воплотили в музыку их идеал – меланхоличный, сложный, симфонический, одухотворённый прогрессив-рок. Эти альбомы стали эталоном стиля, как и вышедший спустя почти двадцать лет “Viljans öga” (2012). Во всех эти опусах было что-то, чего отчаянно не хватает любителям «семидесятнического» прог-рока в творчестве современных ансамблей. Возможно, отчасти поэтому дебютный альбом ATOE уверенно возглавил список лучших альбомов на «ПрогАрхивах». Более 15 рецензий с максимальной оценкой! Новый проект Бранда действительно исполняет «англагардо-ориентированный» прогрессив-рок, но не является клоном Anglagard. Его музыка более тяжеловесная, с меньшей долей акустики и «воздуха», за счёт низко звучащих духовых она ближе к авантпрогу с вкраплениями джаза и zeuhl. Значительный объём новизны вносит академический вокал Миранды Бранд, хотя это может оттолкнуть тех, кому не по душе оперное пение.
Диск длится 63 минуты, на нём пять треков, правда, один, предпоследний “First Step” – лишь двухминутная «зарисовка» на фортепиано и меллотроне. Можно представить её как короткий фрагмент “Andante” из концерта для фортепиано с оркестром какого-нибудь композитора XIX века. Остальные треки – эпики от 13 до 18 минут. Открывающая композиция “A Drop of Light” отражает стиль во всей полноте; послушав только её, вы сможете чётко понять, ваша это «чашка чая» или нет. Это сложный и мрачный симфо-прог с непредсказуемым развитием тем, меланхоличным настроением, сбивками, разнообразными духовыми, «семидесятническими» клавишами и проникновенными женскими вокализами.
Второй трек, “Magmatic Warning”, многие сравнивают с Magma. Возможно, намёк в названии не случаен. Но если сходство и есть, то лишь в вокальных партиях. Также этот трек наименее оригинален в альбоме, в нём собран максимум штампов прог-рока, и для некоторых это может стать разочарованием.
“Omen” – чуть более возвышенная и одновременно зловещая композиция, ассоциирующаяся с «мрачными ветвями» италопрога и музыкой к фильмам ужасов. И тоже не без занудства. Короткая “First Step” после неё расположена очень кстати: от проговых нагромождений начинаешь уставать, и разреженные фортепианные звуки воспринимаются как глоток чистого воздуха.
Наконец, финальная “Bortglömda Gårdar” – самая лиричная и «человечная», в ней единственной звучат не вокалисты, а тексты, причём поёт сам Юхан Бранд. Впрочем, и в ней много клише – проговых риффов, сбивок и «симфонизма». Зато клавесин, труба и другие духовые инструменты вызывают ассоциации с музыкой к лучшим фильмам мирового кинематографа 1970–1980-х годов. Проникновенная фортепианная кода эффектно завершает альбом.
Словом, ATOE записали прекрасный дебютный релиз, пусть и не без недостатков, и можно пожелать, чтобы группа выпускала диски почаще, чем Anglagard. И всё-таки “Epilog” «цепляет» сильнее…
Рецензия опубликована в #87
sympho/retro/avant prog
AMS Records