Leprous «Aphelion» (2021)
Октябрь 31, 2021
Ольга Слынько (8 статей)
Поделиться

Leprous «Aphelion» (2021)

«Сборная солянка» или апогей творчества Leprous? Вот первая мысль, возникшая после прослушивания нового альбома ярчайших представителей норвежского прогрессива.
Само название уже на все 100% отражает суть альбома, ведь афелий – наиболее далёкая от Солнца точка орбиты, а этот альбом – нечто максимально отдалённое от тех Leprous, которые были в начале своего пути, от прог-метала, от экстремального вокала, от всего того, за что когда-то многие эту группу и полюбили. И вот удивительная штука – после первого прослушивания было ощущение, что в сравнении с предыдущим релизом, «Pitfalls», «Aphelion» вышел менее ярким, не настолько удивляющим. Но чем дальше, тем больше убеждаешься в том, что первое впечатление ошибочно. Этот альбом не понять, не раскусить с наскоку, на него нужно время, чтобы распробовать, уловить все детали, все мелочи, из которых складывается невероятной красоты музыка.
На первый взгляд (то есть прослушивание) «Aphelion» вышел более ровным, спокойным, чем «Malina» (а именно тогда группа начала движение в непривычном направлении) и «Pitfalls», без «нерва», что ли, как преждевременно наступившая мудрость. А хотелось, вероятно, того же сумасшествия, того же надрыва, что на предыдущих альбомах. Но чем дальше, тем больше «Aphelion» поражает разнообразием эмоциональной палитры. Да, он спокойнее, но богаче на краски, оттенки. По глубине и насыщенности именно этот альбом представляется самым зрелым, и именно таким и должен быть финал грандиозной трилогии «Malina» – «Pitfalls» – «Aphelion».
Ощущение «сборной солянки», пусть и уходящее через несколько прослушиваний, вполне объяснимо. Дело в том, что, в отличие от «Malina» или «Pitfalls», «Aphelion» – не концептуальный альбом, а скорее сборник. Известно, что его композиции были придуманы в разное время и записаны в трёх разных студиях. И материал вышел достаточно пёстрым. «Silhouette», например, звучит как «потерянное дитя» «Malina», а «Nighttime Disguise» по атмосфере близка «Pitfalls», оттуда же прорываются знакомые вокальные интонации в «Have You Ever» (очень напоминает начало «Distant Bells»), а сама композиция и вовсе написана в непривычной darkwave-стилистике. Некоторые треки облегчены настолько, что ближе скорее к поп-музыке, чем к року. Однако Leprous остаются Leprous. За что ни возьмутся, всё прокрутят через свою «прог-мясорубку» и выдадут очередной музыкальный деликатес.
Отдельно об аранжировках. В них определённо группа достигла вершины. В 2019 году на Leprous многие обрушились с критикой именно за то, что инструментальная составляющая в сравнении с вокалом вышла бледной, а «Pitfalls» – просто сольник вокалиста Эйнара Сольберга, а остальные присутствуют в качестве «фона». Это, конечно, не так и в случае с «Pitfalls», а с нынешним релизом – тем более. Музыканты, как и ранее, но ещё более изобретательно играют с контрастами – фактурными, динамическими, ритмическими. Звуковая ткань всякий раз совершает неожиданные повороты; взять, например, одну из ярчайших композиций альбома – «Silent Revelation», где после динамичного вступления вдруг звучит минималистичный «замирающий» куплет, а следом – взрывной припев. Другой пример – «All the Moments». И как же пронзителен «лепрусовский» минимализм! Начало «Running Low» – минуту с лишним подобно набату звучат одни лишь удары по струне рояля и вокал, и эта музыка затягивает, вводит в своеобразный транс. Так же минималистично, но тихо и вкрадчиво, уже в электронном саунде, начинается «Out of There». И «Have You Ever» – «дарквейвовый» минимализм с грувом – пожалуй, именно по инструменталу самая нетипичная для группы композиция в середине альбома. Случайность ли? Нет, это афелий внутри альбома!
Есть и ещё множество «изюминок» в аранжировках: это и бурлящее откуда-то из глубины звучание бас-гитары, например, в «On Hold», и пронзительно-воздушные, истаивающие в финале «The Shadow Side» живые струнные. Постоянно меняющийся гитарный саунд – то мягкий, то жёсткий и хрустящий. Лёгкость, и по соседству монументальность хоров, щемящая трепетность в звучании рояля и напористость синтетических клавишных партий. И, конечно же, потрясающий вокал – вкрадчивые речитативные партии, широкие распевы и такое разнообразие переживаний: тут и лирика, и страсть, покой и борьба, смирение и мятеж, и много чего ещё…
Вершины альбома – пожалуй, выделяющаяся, как уже было сказано, своей неординарностью «Have You Ever», безусловно, красивейшая баллада
«Castaway Angels», где вся композиция – грандиозное крещендо (излюбленный «лепрусовский» приём развертывания музыкального полотна). И, конечно же, очень эмоциональная и именно с тем «нервом», которого изначально от группы и ждёшь, «The Silent Revelation». И лишь одна композиция не вызывает столь восторженных чувств – «Nighttime Disguise», которую музыканты сочиняли при помощи своих подписчиков в сетях. Т. е. это своего рода трек-игра, трек-конструктор. Но что интересно, именно в конце «Nighttime Disguise» и в завершение всего альбома мы, наконец, вновь слышим экстремальный вокал Эйнара. Намёк на возвращение к изначальному саунду? После «Aphelion» это вполне возможно!
Ольга Слынько

InRock
9 из 10
Общее впечатление

progressive rock 9/10
Inside Out Music

9

Обязательно к прослушиванию
Ольга Слынько

Ольга Слынько