Леонид Фёдоров «Псалмы» (2016)
Лидеру «Аукцыона» Леониду Фёдорову в творчестве присуще понимание, ощущение скрытых границ и тонких смыслов – на этих гранях и «танцуют» вещи нового диска. Перевод древних библейских текстов для альбома сделал Анри Волохонский, поэт замечательный и чуткий. Важно сразу сказать, что цикл не предназначен для исполнения в храме – это публичный взгляд на Псалмы.
Трек-лист, тайминг, тексты вынесены на «перекладины» креста-оформления. Кстати, креатив (слово вроде бы не самое уместное в разговоре о духовности, но дело-то – хорошее) альбомного конверта принадлежит Игорю Крутоголову («Крузенштерн и пароход»). Интернет-рецензенты, привычно не держа альбом в руках, наивно публикуют в качестве обложки релиза крест уже раскрытым. То есть выдают внутреннее за наружное, внешнее – получается интересное проявление общего состояния мозгов на частном примере.
Фёдоров-соло создаёт эмоциональное поле такого «напряга» (с), которому могут позавидовать многие шумные команды, имитирующие рок. Фёдоров же не шумит, а сразу бьёт в цель – даже не смыслом, а умением уходить в глубины сознания. Большое количество студийных звуков – плачи, смехи, крики, пение птиц, музыка Вагнера, Малера, Бриттена – свидетельство кропотливой студийной работы. Этот выбор, кстати, рассказывает многое об эстетике альбома. Такой подход возвращает к временам эпохального CD Фёдорова «Лиловый день» (2003), во время записи которого использовалась схожая технология. То, что музыкант не злоупотребляет приёмом, говорит о бережном, тонком отношении к процессу. Ощущения тоже удаётся создавать тонкие.
Звук альбома не столько изыскан, сколько напорист, резв и усложнен гитарными партиями, которые иногда появляются внезапно, словно из-за угла. Они не всегда гармоничны и светлы, их дело – тревожить. Словно на долгом пути по тоннелю открываются внезапные заслонки-двери, и оттуда вылетают то всполохи нездешнего пламени душ, то тревожные холодные и недобрые блики. Получается особенный, звонкий индастриал, сопряженный с гитарными экспериментами. Иногда звучат неожиданно заводные темы («Псалм 99 Благодарственная песнь»). Иногда становится страшно, и не факт, что в результате будет легко.
«Псалмы» нельзя назвать альбомом медитативным или молитвенным, поучающим или проповедующим – но он помогает понять, зачем нужна музыка, зачем нужно творчество. Сказать в рамках этих тем хочется всегда больше, чем человек способен, больше, чем получается. Фёдоров же, кажется, и так каждую вещь делает как молитву, как нечто обращенное к главному. К материалу же «Псалмов» уже обращались многие музыканты, но это не воспринимается как конкуренция. Сравнения – метод неверный, это сделано для тех, кто готов. «Жезл и посох твой – опора мне» – повторением этой фразы завершается альбом. Так же поступим и в рецензии.
psychedelic rock 8/10
Ulitka Records
Рецензия опубликована в InRock #79