Лакоча «Лакоча» (2012)
Май 28, 2012
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Лакоча «Лакоча» (2012)

folk 8/10
Отделение Выход

Кажется странным, что свежевышедший альбом московской фолк-группы «Лакоча» – только дебютный, ведь история ее насчитывает уже лет десять… Но объясняется это весьма просто. Только года три назад (если не меньше) с приходом перкуссиониста Владимира Глушко (он же Биг, EXIT project, экс-Move Red Objects, экс-Bugotak) сформировался нынешний состав. Диск записывался в 2010 году в режиме «live in studio» в московском клубе «Дом» и содержит исключительно фолк-номера – ни одной авторской песни.
Репертуар «Лакочи» очень разнообразен – и вообще, и представленный на альбоме. Есть песни русские, еврейские, болгарские, даже одна армянская (плавно переходящая в русскую), но в основе его – вещи из Македонии. Сейчас принято писать «бывшей югославской республики Македонии», чтобы не путать с античной греческой Македонией. Почему именно оттуда? Страна эта (нынешнее пост-югославское государство – только ее часть) оказалась на перекрестке культур – южно-славянской, греческо-византийской, турецкой, и, следовательно, музыка впитала все эти влияния. Вот и в песнях, которые играет «Лакоча», теплота и лиричность югославского фольклора сочетается с витиеватостью аранжировок, вокальной мелизматикой в восточном духе.
Слушая «Лакочу» живьем, замечаешь тонкую грань между экстра- и интровертностью в музыке, на которой группа удачно балансирует. Материал стоит того, чтобы в него внимательно вслушиваться, и от группы не дождешься разудалых цыганских плясок, которых могли бы ждать зрители, пришедшие на «балканщину».
Трудно отметить лучшие песни в довольно монолитном репертуаре. Визитной карточкой «Лакочи» давно уже стала бойкая почти плясовая песня «Йовано Йованке». Хороша и энергичная «Каранфилче Дэвойче» – с гипнотическим ритмом и очень простым, но цепляющим флейтовым рефреном. Есть и очень тонкие и красивые лирические моменты, с протяжными и чувственными вокальными партиями. «Си залюбив эдно момче» – даже без слов понятно, о чём. А есть вещи, где и лирика, и танцы совмещаются – «Айдэ сонце зайдэ», где, кстати, есть пример и «арабской» (уж извините за термин) вокальной партии… А русскую сторону репертуара представляет великолепная «Голубиная книга», завершающая альбом на проникновенной духовной ноте.
Инструментарий команды сплошь акустический – это флейты и проч. духовые (Илья Сайтанов, основатель коллектива), скрипка и бэк-вокал (Саша Скворцова), вокал (Любовь Понькина, закончившая музыкальный институт по классу народного пения), акустическая гитара (Лев Анохин), дарбука и проч. перкуссия (Владимир Глушко). На части вещей «гостит» аккордеонист Сергей Романов. Его присутствие вызывает отдаленные ассоциации с Vermicelli Orchestra.
Осталось добавить, что альбом запечатлел программу «Лакочи» примерно двух-трехлетней давности. Репертуар их концертов с тех пор существенно изменился и расширился; более того, в разных ситуациях «Лакоча» играет разную музыку – от клезмерских сетов до балканских, греческих и русских. Приходите и услышьте сами…

Елена Савицкая

Елена Савицкая