Casualties Of Cool «Casualties Of Cool» (2014)
indie/country/jazz 9/10
HeavyDevy
Об этом альбоме много говорили, но выход произошел как-то незаметно… и вот результат – опять пишем об одном из лучших релизов прошедшего года тогда, когда уже пора намечать итоги нового. Так вот, Девин Таунсенд в очередной раз сделал нечто необычайное. Не в том смысле, что всех удивил – а просто в очередной раз забрел в своих творческих поисках туда, где раньше никому не доводилось, и оказалось – там хорошо. Описание стиля в подзаголовке – настолько приблизительное, что почти не имеет смысла. Сам Девин называет это «песнями призрачного Джонни Кэша», отсылая к корневому американскому фолку и кантри, только в ультра-странных, то ли smooth-джазовых, то ли трип-хоповых аранжировках, и с голосом, который соединяет в себе канадскую холодность и африканскую страсть. Голос принадлежит девушке престранной – Че Айми Дорваль, красавице смешанных кровей из Ванкувера. В 2007-м она обратила на себя внимание продюсера поп-звезды Селин Дион, но от контракта отказалась, выпустила альбом сама, потом ушла из музыки на пять лет. В 2012-м ее заметил уже экс-продюсер «Роллингов» Эндру Олдэм, и она спела для трибьют-альбома «As Tears Go By». Но это всё присказка, а сказка – ее совместный проект с Девином, где именно голос Дорваль завершил эту сказочно-призрачно-ночную картинку, где есть тени ковбоев, скачущие по лунному песку за секунду до пробуждения, и много-много чего еще.
Третьим постоянным участником (не считая духовых, хора и всякого прочего) стал прославленный джаз/метал-барабанщик Морган Огрен (Mats/Morgan Band). От него в Casualties Of Cool требуется не умение играть в головоломных размерах, а чувство такта и умение минимумом средств, в одном скупом ритме выразить всё, что не скажешь тысячей звуков. У Моргана всё получилось.
Альбом странно созвучен тому, что делает Кевин Мур – в поздних записях OSI, или, скажем, во втором альбоме Chroma Key. Это тоже музыка прогрессивщика, наигравшегося в прогрессив, который ищет сложности там, где нет фонарей. Но общее не столько в кажущейся простоте, сколько в чувстве пронзительного одиночества. (Неслучайно по сюжету герой Таунсенда попадает на чужую планету). Хотя такого уж холода, усталости здесь нет – голос Че Айми Дорваль чувственный и теплый. От него как-то сразу хорошо и уютно. И герой оказывается в состоянии побороть свой страх. Хотя странно, что после череды явных шедевров в начале альбома музыка как-то расфокусируется и превращается в протяжные почти эмбиентные пьесы… А самым упорным предстоит еще послушать второй альбом делюкс-издания, в котором собраны ауттейки, другие версии и четыре раритета времен диска «Ghost», эмбиент-проекта Девина Таунсенда 2011 года. Представленные здесь треки ничуть не уступают диску первому. Именно в этом материале, видимо, и есть корни Casualities of Cool. А какие будут «ветви», покажет время – во всяком случае, одну великолепную певицу Девин миру уже открыл.