Кузьма и Виртуозы «На мягких лапах» (2016)
Лидер проекта, Константин «Кузя УО» Рябинов – автор звуковых беспределов и сооснователь «Гражданской обороны». Концептуальное и легендарное безумие его творчества известно давно, сайд-проект «ГО» «Коммунизм» давал возможность для реализации самых странных идей. Другой определяющий человек в команде альбома Дмитрий Коев – мультиинструменталист, студийный мастер, саундпродюсер.
Некоторые гитарные партии записал Дуайт Пентакост (Slim Cessna’s Auto Club). В композиции «Воробей» поучаствовал гитарист Александр Бровко, известный по работе с Юрием Морозовым, «Чижом» и «ДДТ». Из «мелочей» отметим губную гармошку-камертон ещё из арсенала лейбла «Гроб рекордс», присутствующую на «Прыг-Скоке» и других легендарных альбомах.
Навязчиво-простонародное словотворчество, хармсинки и нескладушки в текстах даются Кузе УО естественно, как дыхание. Необычайно точно попадает в настроение альбома и его оформление работами Питера Брейгеля Старшего. Особо они лезут в глаза на яблоках виниловых дисков, которые никакой буквенной информации не содержат. Мы разобрались, где что, знаем как, но эти игры издателей винила и сердят, и восхищают одновременно. Что и ожидается от подобного релиза.
Мягко ревущая в нижней части звуковой картины гребенщиковская вещь «С кем ты сейчас?» может конкурировать с оригиналом. Запоминается гипнотическая «Даже пальто». Эти вещи объединены участием саксофона Сергея Летова, то мягко крадущегося (на тех самых «лапах»?), то нервно блуждающего. Композиции строятся по принципу – один инструмент задаёт норму, звучит показательно «правильно», а остальные — музыкально хулиганят вокруг, словно стоят рожицы и показывают язык. Гитара, напевающая на фоне издевательски ноющих эффектов и покрякивающего ритма, создаёт трудноописуемую атмосферу пост-рока, ощущение нестабильности, в которой постоянная величина – эстетика. Порой же получается весьма похоже на группу Friends of Dean Martinez.
Сюрприз ждёт нас в самом финале. В композиции «Тяжело опускаться под землю» на CD звук затихает, тает. А на виниле всё не так – там финальная дорожка диска закольцована и звучит бесконечно – физически демонстрирует тщету и бесконечность. Дорожка, которая должна воспроизведение выключить, к своёй цели так и не приходит. Цифра так не умеет. Рецензент даже решил, что ему попался брак и опечалился. Потом посоветовался с участниками записи – и просветлился.
Альбом выпущен на CD и на виниле (двойной LP, тираж – 200 копий). Тут, наверное, будет уместным совет по выбору формата. Звук компакта резче, детали выделены жёстче. Аналоговый диск-гигант звучит комфортней, аккуратней. Он уверенной тяжестью формирует ощущение значительной и заметной вещи, попавшей в ваши руки неслучайно.
post-rock, avant-garde 8/10
Sutcliffe Records/Выргород
Рецензия опубликована в InRock #81