Ермен Анти «Так горит степь»
Книга Ермена «Анти» Ержанова включает тексты песен из альбомов актюбинской формации «Адаптация» и сборник стихов «Смерть современного искусства». То, что делает лидер группы, не укладывается в шаблонные построения, и это можно было сказать, даже не беря в руки его дебют в книгоиздании. А уже открыв, скажем, что Ермен – разный на разных этапах творчества, и, соответственно, в разных частях книги.
Том делится на две неравные по объему части. В первой – тексты рок-песен, начиная с композиций первого альбома Ермена «Парашют Александра Башлачёва» и до недавних записей. Они, кажется, рвутся из размеров, из смыслов, из бумаги. Это строки-лозунги, откровения, эмоции, которые поданы прямо и явно – для чувствования и негодования. Во второй смыслы и мысли зафиксированы – для чтения и осознания. Вторая часть поначалу удивляет, она словно порог, барьер. «Непесенная» поэзия Ермена по напряжению не уступает песенным текстам, и она им родня по сути. Умение передать нерв агрессивного и драйвового вокала напечатанному тексту, организовать их энергообмен, оказывается, важное качество, говорящее о глубине работы и чувствования. Как и более очевидный для автора песен-манифестов талант создания мемов – от песни, давшей название этой книги, до «Там, где рождается боль».
То, что книга построена по этому принципу, говорит о том, что артист отлично понимает, что делает. Это подтверждение силы и желания развития. Концерты и проекты Анти, как камертон, тоже отражают эту дихотомию. Вспомним недавний проект Адаптация/3F Project «Археология геополитики» с гитаристом Вадимом Курылёвым и саксофонистом Сергеем Летовым, в котором была и авангардная поэзия, и гитарный панк, и взрывной фри. Или такой развивающийся, но неожиданный формат, как творческая встреча, который требует от артиста сосредоточенности и понимания своих возможностей и целей.
Книги текстов рок-поэтов и авторов-исполнителей редко бывают многоплановым чтением. Они скорее реализуют фанатские запросы и фиксируют этап в творчестве музыкантов. Это не плохо и не хорошо – их просто следует читать, слушая записи песен. С Ерменом чтение становится самоценным. Предисловие Екатерины Борисовой называется «Чёрная песня Ермена Анти». Книга же, пожалуй, предлагает более сложный спектр цветов и чувств.
М., Выргород, 2018. 244 стр.
Рецензия опубликована в InRock #86