Борис Белокуров «Эльд»
Полное собрание произведений Бориса Белокурова (Усова), скончавшегося в 2019 году московского поэта и лидера культовой панк-рок-группы «Соломенные еноты», вышло быстро. Сделать сейчас можно, кажется, всё, но, увы, не всё – вовремя… Была проделана большая и хлопотная работа по сбору и уточнению текстов. И ощущение, которое появляется при чтении в первую очередь – это любовь. Книга сделана именно с любовью, она про любовь – к слову, к тексту, к жизни – наперекор всему.
Но движения Усова в жизни, в поэзии и в музыке производили впечатление вовсе не милоты или добра, а напротив, взрыва, неуютности и размашистой бескомпромиссности. Можно сравнить тексты Бориса и его перфомансы, которые были и панком, и театром дель арте, в котором комедия масок оказывалась драмой.
Про автора. Несколько лет назад он взял фамилию жены – стал Белокуровым. Анастасия Белокурова, автор текстов группы «Лайда», стала, увы, не только музой, но и хранителем слова и дела ушедшего поэта. Она готовила эту книгу вместе с певицей этой команды Оксаной Григоренко. Усов и «Еноты» – герои важнейших книг об этом времени – «Формейшен. История одной сцены» Феликса Сандалова и «Песни в пустоту» Ильи Зинина и Александра Горбачева.
Гармония Усова была его внутренней нотой, камертоном, просто он её реализовывал в социальном и культурном кошмаре 90-х. И многие полагают, что он рассказал про наше время глубже и поэтичнее всех. У Бориса было одновременно и трепетное, и взрывное отношение к деталям, поэтому брать книгу в руки было даже несколько страшно. Это было чем-то подобным хождению по битому цветному стеклу, и можно только пытаться представлять, как эти ноты звучали в душах составителей и издателей. Но ощущение однозначное – книга и увесиста, и аккуратна, она наследует всему хорошему, что было в творчестве, её хочется взять в руки перед сном, но при случае ею можно и основательно стукнуть по голове.
У «Енотов» нет просто смешных и радостных песен, они все создают сложные, смешанные эмоции и чувства. Герои Уэллса уживаются с любовью к балету Дягилева, космический трэш сплетается с бытовым ужасом. И все эти образы вместе сидят на московской кухне, с которой можно улетать в гипермиры, сплетаются в символы и фантасмагорические персонажи, живут на разрыв аорты.
Панк-интеллектуал Усов жил-был на обломках великой империи, это была перевернутая Вселенная, мир, который стирал лучших в порошок. Немногочисленные выжившие и непродавшиеся несли тайну творчества и энергию жизни. Она может высвободиться через взрыв, может через творчество. Борис совмещал эти полюса, эту тектоническую силу, и смог её выразить. В старину такие уходили в разбойники или в монахи. Усов и вёл себя порой как разбойник, а жил как монах. Мы – в точке выбора. Ищем идею? Вот она – в отношении поэта к реальности, в том, что он видит смысл в самом факте творчества и безусловной самореализации.
Александр В. Волков
Рецензия опубликована в InRock #93
М., Выргород, 2020. 400 стр. + цв. вклейка 16 стр.
Рецензия опубликована в InRock #93