Алексей Круглов, Владимир Тарасов, Андрей Разин «The Birthday Party» (DVD, 2017)
DVD мастеров фри-джаза – релиз редкий и особенный. Альбом фиксирует встречу Андрея Разина (трио «Второе приближение»), Алексея Круглова (оркестр «Круглый бэнд») и Владимира Тарасова (легендарное трио ГТЧ). Это суперансамбль блестящих виртуозов, которым не надо ничего объяснять – ни друг другу, ни публике. Можно сразу начинать накручивать в мозгу образы и ассоциации. На это настраивает и обложка релиза, на которой изображена инсталляция Владимира Тарасова «Третья река». Название же альбома может напомнить про австралийскую пост-панк-группу, где играли Ник Кейв и Мик Харви, но самом деле же оно прямолинейно – концерт был сыгран 29 июня 2016 года в Мемориальном музее А. Н. Скрябина в Москве в честь дня рождения барабанщика Владимира Тарасова.
Музыканты демонстрируют мгновенную реакцию на происходящее, на взаимные движения, явные намёки и невыразимые настроения. Каждому инструменту отдано подобающее место, к каждому звуку относятся с уважением, это заметно на протяжении всей программы, включая и массированные импровизации. Музыка скорее интровертна, это наблюдение за происходящим с минимумом эмоций, насколько это возможно в компании ярких мастеров.
Саунд складывается из потрясающего грома барабанов, витиеватых соло саксофона, уверенной и торжественной фортепианной игры. Круглов склонен скорее к полёту фантазии и взрыву эмоций, его партнёры более спокойны и вдумчивы. При этом никаких инструментальных излишеств на альбоме нет. Он звучит даже «уважительно» – каждый демонстрирует «классику» своих звучаний и эмоций (в том числе препарированное фортепиано и мундштуки духовых).
Съёмка шла с нескольких камер, каждая сориентирована на одного музыканта, а на Разина порой приходятся даже две, но ни с одной не видно трио полностью. На первых кадрах Круглова просто нет в кадре, саксофон звучит как голос из ниоткуда, а Разин сидит довольно далеко… А вот звучит альбом блестяще и даже неожиданно романтично. Саунд точно распределён по звуковой панораме, даже с закрытыми глазами можно представить, где находятся музыканты. Все участники процесса – гроссмейстеры коллективной импровизации и их взаимодействие тут – на первом месте.
Рецензия опубликована в «InRock» #86
free jazz 8/10
ArtService