Бром «Рафинад» (2017)
Четвёртый релиз московского новоджазового бэнда сочетает свободные музыкальные структуры и рок-н-рольный драйв. При этом альбом сразу и осознано выпущен и на виниле, что вызвало к нему наш дополнительный интерес. Кто ещё из современных отечественных фри-мастеров решался на выпуск винила? Для перечисления хватит пальцев одной руки. Эти парни – решились. Это новый/старый тренд, сочетающий тягу к невыразимой словами одухотворённости, мастерству и желание остаться, запомниться, стать чем-то неслучайным. На нём не разбогатеешь.
В звуке издания есть и воздух, и тяжесть одновременно. Музыка дышит и грузит, это особый взгляд на эстетику. «Рафинад» – «живой» альбом. Стиль записи – довольно жёсткий авангард, при этом он иногда становится «шпионским» нуар-свингом, например, в композиции «Камень». Альбом демонстрируют напряжённый звук – музыкальный экстремизм к лицу группе и делает её живые выступления очень… живыми, да. Музыканты строят особую картину мира и делают музыку, которую формально описать вроде бы нетрудно, но слова не приближают нас к ощущению происходящего.
Состав группы менялся не раз. Ударные Ярослава Курило толкают слушателя в нижние чакры, баритон-саксофон Антона Пономарёва выдувает низкочастотные фигуры, которые порадуют фаната Morphine, а контрабас основателя группы Дмитрия Лапшина формирует структуру композиций, он поддерживает другие инструменты, делает так, что им становится и радостно, и приятно.
Желание создавать для своего поколения музыку, придуманную и раскрученную поколением предыдущим – танец на довольно тонкой грани. То, что поиск продуктивнее всего на границе жанров – сомнений нет, но точно оценить, понять, нащупать эту границу альбомы «Бром» не позволят. Они демонстрируют чудо баланса, гармонии, чувственного понимания происходящего, и удивляют чуть ли не цирковой виртуозностью.
«Бром» в частности и лейбл «Топот» – родственное группе объединение творческих сил, бренд и т.п. – близки студенчеству и вообще юношам, обдумывающим житьё. Нужно отметить, что музыка группы понятна молодёжной аудитории, что очень нестандартно для нашего фри. Этот стиль, давно являющийся в мировом контексте общим местом, у нас звучит как сущий авангард. «Бром» же прекрасно оседлал это противоречие – они слегка заумны, активны, неглупы и не пережимают в экспериментах. Создаётся ощущение, что эта музыка может быть сыграна только так – не проще и не сложнее. Ведь, право слово, дело не в эпизодических риффах. «Бром» вписывается в любую концепцию – хоть экспериментальную, хоть новоджазовую.
free jazz/punk/noise 8/10
"Ультра Продакшн"/"Топот"/Destroy the Humanity Studios
Рецензия опубликована в InRock #80