Оксана Матиевская: Кинотрип в свободный мир
Ежегодный российский фестиваль лейбла «Leo Records» стал важной строчкой в афише для ценителей новой импровизационной музыки. В этом году «VII Leo Records Festival in Russia» пройдёт в трёх городах – Москве, Архангельске и Санкт-Петербурге – с 15 по 23 октября 2018 года, а среди участников будет суперзвезда стиля, мультиинструменталист Вячеслав Ганелин.
А незадолго до начала «Leo Records Festival» в сети был опубликован документальный фильм Оксаны Матиевской «Непредсказуемое прошлое», посвящённый творчеству легендарного новоджазового «Трио ГТЧ» (Ганелин-Тарасов-Чекасин). Картина состоит из оригинальных интервью с артистами и фрагментов их концертов, в том числе уникальной съёмки 2017 года на вручении музыкантам Национальной премии Литвы в Вильнюсе.
Это не первое обращение Матиевской к эстетике свободной импровизационной музыки. Её картина «Такая музыка, или Уроки разгибания скреп» (“This Kind Of Music”) уже выпущена в составе CD/DVD-издания «United Sounds Of Leo – Алексей Круглов и Друзья – Записи фестивалей Лео Рекордс».
Мы поговорили с режиссёром Оксаной Матиевской о выходе за границы формальной логики, о том, можно ли коверкать музыкальную мысль, и о том, чего ждать ценителям фри-джаза через 15 лет.
Что вас привлекает в свободной импровизационной музыке?
Как режиссёра меня привлекает визуальная выразительность – за музыкантами интересно наблюдать. Человеческое лицо, его крупный план интереснее всего в момент, когда эмоция или мысль рождается. Когда композиция создаётся в момент исполнения – это интересно с точки зрения не только музыки, но и образа.
Как вы познакомились с Лео Фейгиным и Алексеем Кругловым? Чем они вам интересны — как люди, как профессионалы?
И с Лео, и с Кругловым мы познакомились одновременно – на Втором фестивале «Лео Рекордз», когда как раз делали первую нашу совместную программу. А что заставило Лео предложить мне дальнейшее сотрудничество – это у него надо спрашивать. Я-то, понятно, могла только мечтать об этом. Потому что личность он легендарная… Слушала его, раскрыв рот, потому что рассказчик он великолепный, знает массу всего, опыт продюсерский громадный, в общем – горжусь и счастлива! Что до Круглова – не берусь оценивать его как музыканта, ибо не эксперт. Но мы совпали по-человечески, и вот дружим. Чему тоже рада безмерно – меня это просвещает в музыкальном плане, а я люблю учиться.
Хорошо. А какие вообще люди – импровизаторы, легко ли с ними?
Мне с этими людьми легко, потому что я не пытаюсь их втискивать в свою концепцию, а иду за ними. Самое сложное – это кромсать произведения, чтобы фрагменты вставлять в фильм, а поскольку это не та история, где куплет-припев, а музыкальную мысль коверкать жалко, проблема получается непреодолимая. На первом фильме, где целая мозаика из маленьких фрагментов, думала – убьют! Посмотрят – и убьют! За вандализм. Но Круглов успокоил, сказав: «Да мы же сами так делаем! Ну, с какими-то темами…» Не убили, в общем. Есть шанс, что продолжим, раз так.
Показ, состоявшийся в библиотеке Чехова, был не первым?
Премьера состоялась на фестивале в том же, 2017 году. А теперь, в преддверии следующего «Лео-Феста», где хедлайнером выступит Слава Ганелин, кино могут увидеть все!
Как появилась даже не идея, а возможность сделать такой фильм? Это долго представлялось малореальным.
Когда мы с Лео в 2016 году задумывали фильм о Трио Ганелина, коллектива как такового уже давно не существовало. За 15 лет музыканты не сыграли вместе ни одного концерта. Ничто не предвещало… Но, по мнению Лео, эти артисты, и именно в таком составе – явление чрезвычайно масштабное, и, как он пишет в своей книге «All That Jazz», распад коллектива он воспринимает как драму собственной жизни. Ведь сам лейбл обязан своим возникновением им. Об этом тоже идёт речь в книге.
И вы решили тогда делать такой исторический фильм?
Как снять коллектив, которого нет? Мы решили, что снимем каждого из музыкантов отдельно, благо они активно и много выступают, каждый имеет учеников, последователей, поклонников… А Трио в том, золотом, составе будет в воспоминаниях.
На «Лео-фесте» в 2016 году должны были выступать и Ганелин, и Чекасин – каждый со своей программой. Предполагалось, что Лео побеседует с каждым из них – им есть что вспомнить за годы сотрудничества.
Была ещё одна загвоздка – как показать то, что было в прошлом? Ведь трио не было запечатлено ни на какую плёнку! А столько всего происходило… Поэтому прошлое в фильме существует в воспоминаниях Лео. Это отрывки из книги, прочитанные им самим. А нарисовала, анимировала эти фрагменты – прекрасный художник Вера Шаронова. Кстати, по мнению самих музыкантов – это лучшая часть фильма.
Это сразу стало интересно?
Да. Но тут случается неожиданность – оказалось, Лео не сможет приехать на фестиваль в Россию! Бюрократический казус, путаница в документах, чья-то ошибка – и виза оказалась не на те числа и даже не на тот месяц, что планировалась. Как водится, обнаружилось это в последний момент, когда уже поздно что-то исправлять.
Я оказалась в ситуации, когда съёмка – завтра, а одного из ключевых героев просто нет. Продюсер был твёрд и строго запретил отменять съёмку. Работали без Лео. Разумеется, я не была довольна материалом, у меня рассыпался на глазах весь замысел, но Лео по телефону произнёс загадочную фразу: «Оксаночка, ну что вы так суетитесь? Поверьте моему опыту, раз так случилось – значит, это для чего-то так случилось». «Чёртова мистика!» – думала я. Это самоуспокоение, когда понятно, что всё пропало.
Раз фильм вышел, значит, Лео оказался прав?
Прошло совсем немного времени, и известно, что правительство Литвы решило наградить Трио Ганелина Национальной премией – высшей государственной наградой! Ради этого события в Вильнюс приедут все трое и даже дадут совместный концерт. После 15 лет перерыва! Ну, тут стало понятно, что опыт продюсерства Лео Фейгина выходит за границы формальной логики. И как бы я ни ругалась за склонность к мистике – а ведь он оказался прав!
Предположу, что в Вильнюсе обстановка была весьма творческой?
В Вильнюсе – и это опять волшебное совпадение – в тот момент оказались мои друзья и коллеги, которым я могла доверять с закрытыми глазами. Сценарист и продюсер Надежда Шахова, а также оператор и звукорежиссёр Олег Шаповаленко оказались в нужное время в нужном месте и выступили в роли операторов – сняли всё, что происходило. Но снимали они без режиссёра, т.к. я туда приехать не смогла!
Трио ГТЧ в Вильнюсе, 2017.Впечатлила «картинка» фильма – и качеством, и разнообразием. А как вы оцениваете эту часть работы?
Операторская работа – хорошая, особенно с учётом условий (на концерте нам дали строгие точки, откуда можно было работать, чтоб не мешать местному ТВ).
Кто ещё работал над фильмом?
Ещё там же снимал Иван Высоких, он со мной любезно поделился материалом. В Москве операторы – Артём Минаков (он же – монтаж и спецэффекты) и Артур Михеев.
Есть ли желание продолжать начатое?
Хочется, конечно, но пока нужно подождать, чтоб идея оформилась – да и инвестор тоже необходим…
Отношения между музыкантами очень непростые… Как вы думаете, мы ещё увидим их вместе?
Среди моих друзей много тех, что мечтает попасть на концерт великого трио, но… На пресс-конференции в Вильнюсе Владимир Тарасов пригласил всех на следующий концерт через 15 лет. А пока – воспоминания и надежда!
Расписание фестиваля.
15 октября, 19:00, клуб Алексея Козлова: Goat’s Notes, Алексей Круглов и Анна Чекасина, Трио «Второе приближение», проект Евгения Маслобоева, Ансамбль московских композиторов.
16 октября, 19:00, ГЦСИ: проект Acoustic Fringe (Сандомирский, Логофет, Чекасина и др.).
17 октября, 20:00, КЦ «Дом»: Трио Вячеслав Ганелин — Алексей Круглов — Олег Юданов; поэтическо-новоджазовый проект Сандомирского и др., Спецпроект трио Андрея Разина «Второе приближение», Алексея Круглова и Михаила Митропольского «Квантовая теория клавира».
18 октября, 16:00, магазин «Дом Культуры»: встреча с Лео Фейгиным, джем.
18 октября, 20:00, органный зал усадьбы Царицыно: дуэт Вячеслава Ганелина и Владимира Хомякова (орган).
19 октября, 19:00, музей Скрябина: трио «Второе приближение».
20 октября, 17:30, C-Jam Club: мастер-класс Вячеслава Ганелина.
Концерты также пройдут в Архангельске и Санкт-Петербурге (полное расписание см. по ссылке выше).
Александр В. ВОЛКОВ
Фото: Wikimedia.org (Александр В. Волков и др.), «Джаз.ру» (© Григорий Талас, архивное фото ГТЧ), скриншоты из фильма.