Алексей Айги и Ансамбль 4’33» «Сергей Курёхин. The Spirit Lives» (CD+DVD, 2016)
Июль 31, 2017
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Алексей Айги и Ансамбль 4’33» «Сергей Курёхин. The Spirit Lives» (CD+DVD, 2016)

Двойной альбом предлагает аудио и видео варианты концерта в БЗК 9 июля 2015 года, посвящённого музыке Сергея Курёхина. Запись одного из самых ярких музыкальных событий нашего времени вышла в Англии, но доступна и в Москве – с некоторыми, но вполне разрешимыми сложностями. В числе исполнителей, кроме солистов, Ансамбля «4’33″» и самого Алексея Айги, значатся оркестр Ad Libitum и ансамбль N’Caged.
Публика встречает концерт восторженно. Так приковывать внимание к сцене в век гаджетов и клипового сознания – особый талант. Это не академическая музыка и не авангард. Хиты Курёхина – от «Донна Анна» из «Господина оформителя» до «Тибетского танго» из альбома «Аквариума» «Радио Африка» – помнят миллионы. Однако в контексте всего творчества Сергея они выглядят почти случайностями, его суть находится в другой стороне. Его искусство имело, кажется, форму, цвет и запах. А вот нот не было, Капитан творил свои чудеса на лету, на бегу, а как записать улыбку и взмах руки? Курёхин делал музыку сиюминутной, она действовала, как взрыв – здесь и сейчас.
Воля человека и, тем более, её отсутствие – не указ для последователей. Всем хочется ещё раз прикоснуться к чуду. Для того чтобы сыграть эту музыку, была проделана большая работа по созданию нотных записей – только за это можно поклониться Айги в пояс. Но спиритического сеанса не происходит, тень Господина Оформителя или Капитана не появляется. Айги – блестящий и умный музыкант, и у него формируется новое, своё качество. Вот сравнения с Майклом Найманом кажутся тут уместными.
На DVD – вдвое больше музыки. Кроме программы Курёхина, на нём присутствует первая (или вторая?) часть плей-листа – пьесы самого Айги. В музыке Алексея есть фантазия и глубина, виртуозная скрипка, мощный оркестровый звук, мрачность и серьёзность. Но в ней нет того, что делало Курёхина – Курёхиным, нет всепоглощающей иронии, сверхжанровости и надмирности. Когда начинается Курёхин, появляется «дрим тим» солистов, звёзд свободной музыки. Это Алексей Круглов (саксофон) и участники курёхинской «Поп-механики» – Сергей Летов (саксофон), Вячеслав Гайворонский (труба), Владимир Волков (контрабас). И если курёхинская часть концерта сделана в духе Айги, то в музыке Айги влияния Курёхина заметить непросто.
Альбом Айги требует открытости сознания, открытости чакр. Музыка Курёхина, созданная словно на вздохе, не была интуитивной или «свободной». Капитан прекрасно знал, чего хотел добиться – бедлам на сцене и полёт фантазии занимали в его творчестве строго определённое место, и результат он получал гарантированный. Также заметим, что увлечения Курёхина фри-джазом, новой волной или политикой на его музыке не отражались. И, наверное, главный итог проделанной работы – то, что легенда не потеряна. Её не сделали «актуальной» и неуклюжей, скучной и заумной, она осталась собой. И эта устойчивость оставляет её в стороне от общего потока, там, где и находился Курёхин. Поняли ли мы, что произошло?

InRock
9 из 10
Общее впечатление

pop/fusion/crossover 9/10
Leo Records
Рецензия опубликована в InRock #80

9

Обязательно к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков