Лео Фейгин «Russian New Music» (3DVD 1991/2015)
«Новая музыка из России» – мем и легенда постсоветского прошлого – обрела материальное воплощение. Коллекция фильмов Лео Фейгина, посвященная свободной музыке родом из СССР, впервые издана на физических носителях. Издательство провело полную реставрацию и ремастеринг изображения и звука. Эти десять картин были созданы в начале 90-х и показаны по британскому телевидению. Сделал их уехавший в Англию экс-советский журналист Фейгин. Он постепенно превращался в культуртрегера и продюсера – сейчас, например, ежегодно проходит «Leo Records Festival In Russia». Представленные фильмы – одна из вершин его деятельности как издателя.
Пики комплекта – улыбка Сергея Курёхина, феерия звуков Вячеслава Ганелина, удивительная музыка и отличное видео дуэта Анатолий Вапиров/Сергей Курёхин, феерия жанров Валентины Пономарёвой, издевательски-ироничный перформанс джаз-группы «Архангельск» – с чтением советских газет, переходящим в акапельную фри-импровизацию, игры флейтистки Наташи Пшеничниковой с газовыми горелками и на фортепиано ногами. Среди героев картин также ZGA, Алексей Тегин, «Оркестрион», Вячеслав Гайворонский & Владимир Волков, Пятрас Вишняускас, Саинхо Намчылак, Азиза Мустафа-заде и Михаил Альперин. В эпизодах появляются такие мастера, как Владимир Чекасин, Сергей Летов, Аркадий Шилклопер, Олег Гаркуша, Леонид Фёдоров, Надежда Бабкина. Четыре с половиной часа музыки приучают и настраивают на себя – из фильмов надо говорить про каждый, попробуем что-то выделить. Например, в «Divine Madness: Сергей Курёхин & Поп-Механика» – комбинированные съемки и яркие речи лидера, в которых банальности лихо закручиваются в узел с фееричными «телегами», передающими внутренний огонь эпохи.
Комментарий Фейгина впервые снабжен дубляжом, причём Фейгин-нынешний дублирует самого себя – тогдашнего. Если же хочется слушать оригинал, более эмоциональный и эффектный, на новом издании есть субтитры. Негодуя на советскую несвободу, Фейгин описывает качества отечественных музыкантов такими терминами, как «великолепная техника» и «театральность», «духовность» и «драматическое развитие музыкальных тем», и добавляет – «вдоволь иронии, пародии и юмора». Большинство этих музыкантов издавалось и у него в Англии, и в СССР. «Было очень опасно, но никто не пострадал…» – излагает непростые противоречия эмигрантской мысли и советской жизни сам Фейгин. Протест музыкантов он определяет как «протест особого рода» – не социальный и не политический, а эстетический, протест против банальности. Вот тут не возразишь.
По сочетанию психоделичности и виртуозности, музыкальному интеллекту и фантазии у этой музыки нет равных. Если Советский Союз отставал от времени лет на двадцать и не пускал актуальный джаз к зрителям, то наша цивилизация – уже на сорок, хотя пути и открыты. Допустим, фестиваль «Leo Records Festival In Russia» собирает залы по всей стране – от Иркутска до Архангельска, так что надежду оставлять не стоит. Фильмы смотрятся до боли актуально, эта музыка не стала у нас общим местом.
Александр В. Волков
Рецензия опубликована в #74
free jazz 10/10
"Геометрия"