Baritone Domination «Live in Sidur Museum» (LP, 2018)
Уже обложка концертного альбома трио московских фри-импровизаторов, состоящего из ударных и двух баритон-саксофонов, показательно бескомпромиссна. Судя по ней, Baritone Domination намерено взрывать мозги слушателей отнюдь не ювелирными методами! Причём материал издан оригинально – только на виниле. Оказалось, цифровые альбомы их друзьям негде было слушать, но и сделать физический релиз хотелось. Неожиданное решение для нового поколения импровизаторов. Даже запись шла на аналоговый магнитофон, правда, до конца пройти этим путём не удалось – аппаратура в студии использовалась цифровая.
Альбом, как и музей Вадима Сидура, в котором проходил концерт, имеет свою особую архитектуру. Возможно, они, архитектуры, даже перекликаются. Первая сторона отдана сольным номерам музыкантов. Открывает диск Александр Сереченко – создаёт ровный, чуть ли не медитативный звук, волнуемый импровизационными всплесками. Далее время ударных Петра Отоцкого. Однако они не набрасываются на слушателя, а подкрадываются из тишины первых секунд, создают плотный поток звука, играют сдержанно, без истерик и самолюбования, а в финале словно истаивают, растворяются в звоне тарелок. Получается оригинальное соло, создающее атмосферу – обычно барабаны заняты созданием других, более эгоцентричных образов.
Поэтому музицирование Сергея Храмцевича витиеватое, мелкобисерное, воспринимается с других позиций и заставляет вспомнить «Полёт шмеля» Римского-Корсакова. Но это настроение прерывается трубным гласом. Кто же это пришёл, такой большой и зычный? Не хочется изобретать конкретные образы, да и музыканты это одобряют редко, но сам собой предствляется то ли пароход, то ли медведь, и получается самый контрастный и сюжетный номер программы.
Появляется понимание, что сольные фрагменты, как и манеры музыкантов-соло – части, из которых собирается особый пазл их общей музыки. Это демонстрирует вторая сторона альбома. Сначала звучит тянущаяся, шелестящая вещь «Python». Потом – сделанная с ориентальным привкусом «Alexander and Sergey Duo», резкая с выкриками сакса и ритмично шаманящими ударными «Sergey and Peter Duo», и в финале предсказуемо «Trio Outro», номер скорее даже задумчивый, чем экстатический. В целом альбом на редкость несуетлив, а солидность и убедительность звука баритон-саксофонов подтверждает, что это инструменты, рождённые доминировать.
Александр В. ВОЛКОВ
Рецензия опубликована в InRock #89
free jazz 8/10
"Топот"