Второе приближение «Selected Works vol. 1, 2” (2018)
Ноябрь 6, 2019
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Второе приближение «Selected Works vol. 1, 2” (2018)

Двойной альбом «Selected Works» входит в юбилейный бокс-сет «Time Axis» новоджазового трио «Второе приближение» (Second Approach Trio). Кроме него в комплекте «A Day For Dave» (посвящение Дэйву Брубеку) и феноменальные «Обэриуты» – совместная запись с саксофонистом Алексеем Козловым, посвященная трагической истории художественного объединения ОБЭРИУ, все участники которого были репрессированы в 1930-х. В составе «Второго приближения» Андрей Разин (фортепиано, перкуссия), Татьяна Комова (вокал, перкуссия) и Игорь Иванушкин (контрабас). Про каждого исполнителя тут можно говорить много, но внимание – музыке.
«Selected Works» – экспедиция в дискографию ансамбля. Диапазон его работ представляется с первых треков бескрайним – от захватывающего шаманства «Rite of Winter», ассоциированного с «Весной священной» Игоря Стравинского, до академического напряжения «Two Moods» / «Gustav Klimt’s Dreams». Татьяна Комова постепенно выходит на авансцену, играя гранями таланта. Сначала в «North Reflections», созданной вместе с саксофонистом Юрием Яремчуком, приехавшим из Западной Украины. Северные образы сочетаются с упругим авангардным джазом – известно, что эти эстетики сходятся легко и охотно. Блестящий фольклорный «Dance» – один из лучших треков ансамбля, он вырывается, улетает в народный напев. Затем – «Dore Lume», записанная с американским саксофонистом Майком Эллисом, рвущая душу вокалом Комовой и драматическим соло Разина. Вещь живо напомнила, что Татьяна была участницей суперпопулярного цыганского трио «Ромэн». Завершает первый альбом и формирует настроение виртуозная «Tarantella», легко превращающаяся в бурлеск страйд-пиано.
На втором альбоме сначала идёт «Pipe It Up!», исполненная с тромбонистом Розуэллом Раддом, за ней «Jazz, Please!» – с развитием до оперного вокализа, заставившая вспомнить чуть ли не Нину Хаген. Эмоциональный центр альбома – композиции «Prelude & Toccatta» и «St. Anne’s Church» – дань академическому мировосприятию. Музыканты тут серьёзные, как бы они ни любили и умели шутить. Но именно шуткой альбом и завершается – звучит диковато приплясывающий «Burlesque Rag», разрядка музыкальной напряжённости, и пьесы «Pierrot» (с Аркадием Шилклопером) и «Colombina» (с Владом Окуневым).
Музыканты раскрываются в потоке коллективных импровизаций – через ориентальные вокализы Комовой, изобретательный саунд Иванушкина и фортепиано Разина, звучащее как оркестр. Чтобы слушать такую музыку, необходимо иметь кругозор и способность чувствовать, и тогда приходит ощущение шедевра.
Александр В. Волков

Опубликовано в «InRock» #88/2019.

InRock
9 из 10
Общее впечатление

free jazz/avant-garde 9/10
ArtBeat Music

9

Обязательно к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков