Kate Bush «50 Words For Snow» (2011)
avant pop 9/10
Noble & Brite
Значительные перерывы в творчестве прог-леди №1 в последнее время – дело привычное. Вспомним, что между «The Red Shoes» (1993) и «Aerial» (2005) прошло аж 12 лет, так что каких-то 6 годочков до «50 Words For Snow» – совсем не так много. Тем более что в 2011 году Кейт Буш выпустила целых два альбома: помимо нового студийника, это еще и «Director’s Cut» – сборник изрядно перелопаченных «режиссерских версий» старых хитов. И Кейт Буш снова, как в молодые годы, сумела нас удивить. Только теперь уже не причудливой голосовой эквилибристикой в сочетании с соблазнительными танцами, а зрелым, глубоким, слегка драматичным взглядом на жизнь. Дыхание музыки, особенности звучания задает сам центральный образ альбома – снег. Так или иначе со снегом связана каждая из семи композиций – по количеству треков альбом невелик, но длится больше часа. В принципе, сам образ в поп-музыке не нов, да и в последнее время к нему обращались немало – вспомним «And Winter Came» Энии или сольные релизы «финской Снегурочки» Тарьи Турунен. Но, разумеется, Кейт Буш волнует не внешняя сторона «зимней сказки»: снег, холод, состояние покоя, замкнутости, сна – они внутри, в душе героини. Хотя, когда смотришь на наши покрытые снегом леса и поля (там, где они покрыты снегом, конечно – Москве в этой году повезло), чувствуешь полное слияние с музыкой.
От первых статичных аккордов «Snowflakes» и меланхоличных переборов «Lake Tahoe» до последней задумчивой баллады «Among Angels» – всё прозрачно, кристально, свежо, как морозный воздух. Музыка разворачивается очень постепенно: пробуждение происходит в «Misty» с трип-хоповой партией ударных (за которые отвечает не кто иной, как Стив Гэдд!) и очень красивым, прямо-таки волшебным чередованием аккордов. А в «Wild Man» Кейт словно сбрасывает с себя ледяной панцирь: это песня-предчувствие, песня-ожидание. А предпоследняя, чисто электронная «50 Words For Snow» с ее монотонным ритмом, нарративом актера Стивена Фрая, произносящего на разных языках слова, так или иначе связанные с темой снега, и шепотом Кейт, эти слова считающей – квинтэссенция смысла всей работы.
Наконец, подлинная кульминация альбома – «Snowed in at Wheeler Street», дуэт Кейт Буш с Элтоном Джоном, лучшая песня о любви 2001 года, не больше и не меньше. Это, опять же, не обычный поп-хит, а длинная и порой мучительно, с остановками и паузами развертывающаяся история встреч и расставаний, случайных свиданий в разных городах, странах, временах… А как пронзительно, страстно герои поют о том, что они больше не хотят терять друг друга! (И черт возьми, Элтон Джон здесь абсолютно маскулинный герой-любовник! Вот оно, подлинное искусство, артистизм, вживание в роль и всё такое). В правдивости и проникновенности песня ничуть не уступает «Don’t Give Up»с Питером Гэбриэлом (можно даже сказать, что это ее продолжение и счастливая развязка). Честно говоря, именно с «Snowed in at Wheeler Street» началась моя любовь к альбому в целом, ибо «врубиться» в него удалось далеко не сразу. И, прокручивая пластинку «назад», понимаешь, что путь к пониманию произведения искусства может быть долог и тернист, но он того стоит.
Альбом «50 Words For Snow» настолько необычен, что даже забываешь о том, что автор – хорошо известный экспериментатор и выдумщик, чьи «странные песни» всегда заставляли публику ломать голову: что это – прогрессив с приставкой «поп» или такая сложная поп-музыка? Но, пожалуй, столь кропотливой работы с текстурой звука, электронными «слоями», свободными музыкальными формами и ритмическими структурами у Буш еще не было. Даже голос зазвучал ниже; к тому же, Кейт экспериментирует с различными вокальными «примочками» и стилями пения. В этом смысле Кейт можно сравнить с Бьорк или Диамандой Галас, с той разницей, что Кейт остается неувядающим символом женственности. Разве что ее девичьи грезы трансформировались в опыт (сын ошибок трудных), а гений как был, так и остается при ней.