Элис Купер: Живые розы и фальшивые доллары
Alice Cooper,Foreign,glam rock,hard rock,heavy,Orianthi,Крокус-Сити-Холл,Москва Основоположник шок-рока в России не очень редкий гость – впервые он посетил нашу страну в далеком 2000-м, и с тех пор наведывается к нам достаточно регулярно.
11 лет назад в активе Купера был сверхудачный «модерновый» альбом «Brutal Planet», серьезно подкрепивший статус музыканта. Сейчас – дань прошлому, «корневой» «Welcome 2 My Nightmare», и снова Купер в центре внимания.
Тем не менее, особенного аншлага на этот раз на концерте Элиса не было. Зал с высоты нашего верхнего балкона казался полупустым и только к моменту затемнения заполнился где-то на две трети. Возможно, «Крокус» просто слишком велик для многих из проводимых там мероприятий, возможно, организаторы переоценили платежеспособность публики…
В преддверии концерта (задержавшегося на какие-то 40 минут) публике оставалось разглядывать только большой черный занавес с изображением Купера — и гадать, где же привычное сценическое шоу? Оказалось всё просто — с первыми звуками вступления (речи из «Black Widow») и ударами в барабаны занавес красиво упал, обнаружив помост, на верхушке которого застыл в картинной позе Элис, стены с фигурой висельника и… самую натуральную кучу мусора справа от барабанной стойки. Применение этой куче было лишь одно — в нее «палач» широким жестом бросил отрубленную голову Элиса после его гильотинирования.
Пересказывать детали куперовского шоу — дело неблагодарное. Некоторые его моменты предсказуемы, как восход Солнца — ясно, например, что от гильотины Купер никуда не денется, вот только причина казни от раза к разу иная — на сей раз Элис был «виновен» в тем, что заколол шпагой назойливого фоторепортера. И четырехметровый «Франкенштейн», вразвалочку бродивший по сцене, кажется, Москве в новинку. В целом, как показалось, программа была не так богата, как в памятный первый приезд певца в 2000-м году — возможно, дело в возрасте, возможно, трудно, как прежде, носиться по сцене нон-стопом все полтора часа, возможно, измельчал сам концертный бизнес, и шоу просто подстроилось под нынешние ресурсы. Не было запомнившейся всем актрисы, дочери Купера — певец таскал по сцене тряпичную куклу в собственный рост. Зато прекрасного пола прибавилось среди музыкантов — на одной из трех (!) гитар играла культовая гитаристка-виртуоз Орианти Панагарис, блондинка 26 лет из Австралии. Своей эффектной внешностью и обильными запилами она снискала восторги, по крайней мере, у публики в партере. К моменту ее сольного номера, кстати, весь партер уже стоял на ногах, назло охране и «випам»… Всё-таки сидячий зал — не совсем для Элиса. А вот звук в «Крокусе» был тот, что надо — не в пример панк-металллическому шквалу в «Б1» в прошлый приезд Купера. Да и команда у него сейчас явно посильнее, и какая-то ясность в музыке вернулась, которой не было раньше.
К слову о музыке — Купер создал целый архетип певца-актера в гриме, разыгрывающего на сцене «чернушный» спектакль, и по-прежнему непревзойден в этой роли. Удивительно, как удавалось ему неоднократно находить, «переоткрывать» себя в новом десятилетии. Все периоды творчества Купера прошли перед нами. Ранний, глэмовый — самый, наверное, своеобразный, когда Купер умудрялся играть музыку «темную», злую и при этом мажорную, с изрядной дозой наивного даже мелодизма и лирики. Он — как червячок внутри сладкого яблока американской поп-культуры, взявший ее средства себе на вооружение. Дальше — Купер 80-х, уже металлический, взявший на вооружение всю удаль, броскость и гедонизм «волосатого металла» тех лет. Наконец, Купер образца «Brutal Planet», конца 90-х — начала 2000-х, модерн-метал с гулкими увесистыми гитарными партиями. В любом окружении он умудрялся оставаться собой. Но именно двойственность, загадка образа Купера 70-х заставляет к нему прислушиваться и сейчас. Всё новые поколения фэнов с уважением и интересом обращаются к его образу, в то время как даже талантливейший Кинг Даймонд не смог вырваться за рамки своего времени и своего стиля, а наводившие шороху в 90-х блэк-металлисты превратились в героев глумливых коллажей на развлекательных сайтах.
Возможно, именно потому, что Купер тщательно отделяет свое собственное «я» и сценический образ, ему удалось добиться в актерском его воплощении такого блеска. С граций паука, который тащит в паутину свою добычу, он ковыляет по сцене, орудуя своей неизменной палкой-тростью. В руках Купера трость немощного пенсионера превращается в меч, в хлыст, в палку слепого, которой он обшаривает путь, в дирижерскую палочку… На правах откровенно пародийного, гипертрофированно-комиксового персонажа ужастиков Элис Купер может задействовать самые китчевые приемы, образы, обращающиеся к страхам аудитории. Страх болезни, страх старости, страх нищеты, безумия, одержимости… Интересно, как многие рок-артисты с годами приближаются к придуманному когда-то ими для себя образу. Так естественно Купер-нынешний трясется, сгорбившись, и нащупывает перед собой палочкой дорогу! Эх, попасть бы на его шоу 70-х, посмотреть на Купера молодого и сравнить!
Наконец, Элис Купер — еще и пародия на рок-звезду, злую и неприступную. Как он отмахивается своей тростью от протянутого из первых рядов букета! Как он, взяв-таки очередной, роскошный букет из доброй сотни багровых роз, носится с ним по авансцене, раздербанив в клочья и разбросав в публику. От одного крепкого удара букета об пол — и это видно сверху как на ладони — остается ворох крошечных красных лепестков, бессильно упавших наземь, словно ненастоящие.
Всё материальное достается партеру — и серпантин сверху, и огромные надувные баллоны с конфетти, которые Элис протыкает своей шпагой, и пачки фальшивых долларов. Нам, на балконе — только зрелище, что тоже немало.
Короткий бис – неустаревающая, а сейчас – в особенности, «Elected», прощание, включается свет. В переплетении очередей в гардеробе публика продолжает гудеть, кто-то скандирует «Элис, Элис!», вопли подхватывают сразу несколько глоток. Долго публика не успокаивается.
На скамеечке в углу гардероба девушка, обхватив огромный винил со свежим альбомом Купера, плачет навзрыд. Дальше — стайка персонажей, все, как один, в «куперовской» раскраске. Солидного вида дама держит в руках несколько прутиков — это шипастые стебли роз. Доставшийся в бою трофей, брошенный в передние ряды Купером. Ее глаза светятся, она счастлива.
Концерт удался.
Владимир Импалер
Фото: (с) Сергей Адамович, http://sergeadamovich.livejournal.com
Благодарим Андрея Платонова (EM Concerts) за аккредитацию.