Метал-Ёлка-2023: Неутомлённые металлом
Январь 15, 2023
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Метал-Ёлка-2023: Неутомлённые металлом

Только отгремел праздничный концерт группы «Ария» 30 декабря, как, с перерывом на собственно Новый год в семейном кругу, новая встреча всё в том же «Известия-Холле» – на ежегодной «Метал-ёлке»! Кажется, многие будто и не уходили, тем более что среди участников – «ариец» Виталий Дубинин с интригующим дебютом своего сольного проекта, да и у других команд аудитория пересекается весьма и весьма. Думается, была бы такая возможность, сюда бы и в сам новый год кто-нибудь да пришёл, а может, и поставил бы палатку посреди зала, чтобы растянуть впечатления на целый фестиваль. Жаль, не дадут.

Традиции «Метал-ёлки» можно установить довольно точно. Эта – 17-я по счёту! Придумала всю затею группа Catharsis, гитарист которой Игорь «Джефф» Поляков также является и организатором концертов (тогда – в компании JC Sound, сейчас – J.A.M. Management, буква «J» в названии как раз про него). Идея о том, чтобы 1 января не мучиться «отходняком» в одиночку, а собраться на метал-концерте, пришлась по душе не только Catharsis. Компанию им год от года составляют друзья-товарищи по московской метал-сцене – «Эпидемия», «Ария», «Колизей», «Чёрный обелиск» и другие. Традиция не прервалась даже в коронавирусный 2021-й, когда 15-ю по счёту «Метал-ёлку» пришлось отложить до конца февраля. А в прошлом году добавилась ещё одна милая традиция – акустический постновогодний концерт 2 января в клубе «Город», который устраивает экс-гитарист «Эпидемии» Роман Захаров – это более домашняя по формату тусовка в формате дружеского джема. Так что, у кого есть силы, может гулять от заката до рассвета! Надо признаться, эту часть программы мало кто осилил, а вот на «Метал-ёлке» собралось сразу четверо участников нашей редакции, причём трое – с фотоаппаратами. Так что вас ждёт сразу три взгляда на одни и те же события, но, видимо, не прямо сразу.

Погода под Новый год сделала очередное сальто – теперь у подходов к клубу «Известия», что на Пушкинской, текли ручьи, лил неслабый дождь. Хорошо, над входом в клуб устроили длинный навес, и большая часть очереди прошла под ним. Очередь немалая, но как прессе нам удалось войти как раз к заявленному началу программы, в 18:30. Судя по звукам со сцены, это уже был первый номер Сергея Маврина сотоварищи, но почему-то артисты стояли в полутьме, и вскоре стало ясно, что можно было не бежать – ещё шёл саундчек.

Примерно со сдвигом на полчаса (видимо, чтобы успело зайти побольше фэнов в очереди) программа стартовала. Видеть в роли «разогрева» такого известного музыканта, как экс-гитарист «Арии» Сергея Маврина, на первый взгляд, странно. Но если посмотреть, из всех грандов рус-метал-сцены его коллектив больше всего «штормило» в последние годы, и в плане состава, и в плане новых песен. Хотя, может быть, недавно вышедший альбом «Иди и смотри» может поменять ситуацию.

Из числа «экс-арийцев» Маврина выделяет завидная творческая продуктивность и способность не полагаться исключительно на прошлые заслуги и работу со звёздами (напомним, началась сольная карьера Сергея с работ с Валерием Кипеловым и Артуром Беркутом). Довольно много тех, кто ценит именно Маврина-соло, и своеобразный «мавринский канон» составляют три диска середины 2000-х – «Запрещённая реальность» и «Химический сон», записанные с певцом Артёмом Стыровым, и «Откровение» – с Андреем Лефлером. Песни того периода, яркие, напевные, пронзительные, и в этот раз составляли заметную часть программы. Уход Стырова со сцены (причиной называют проблемы с голосом) – одна из огромных потерь и группы Маврина, и русского металла в целом. Были попытки его вернуть, певцы тасовались в команде довольно часто, параллельно Маврин записывал инструментальные альбомы, переосмысливал прежний материал… И вроде и нынешний фронтмен, Евгений Колчин (публика может его помнить по недолгому участию в «Гран-Кураже»), вполне неплох и делает всё, что делал Стыров, в его песнях, отлично выкладывается и работает с публикой, но… именно что работает, а не живёт на сцене. Что касается более современных песен – тут можно просто процитировать одну из таких песен, «Поединок»: «Это самый сложный бой – бой с самим собой». То есть слишком высокую планку поставил себе сам Сергей Маврин когда-то… Когда после них звучат «Вольная птица» или «Рождённые жить», такое чувство, словно просыпаешься от сна.

Есть и ещё одно «но» – в команде больше не играет ритм-гитарист Юрий Алексеев (экс-«Чёрный обелиск»). Манера игры Маврина, так называемый «мавринг» (смесь тэппинга правой рукой и бендов), хороша для выразительных, «поющих» соло, но плотности в звучании катастрофически не хватает. И нет ощущения, что на сцене именно группа. «Представишь музыкантов?» – спрашивает под конец Сергей Маврин. «Хорошо… – отвечает Евгений Колчин. – Фамилию забыл… – обращается он к басисту. – Как тебя?» Понятно, что это шутка, но в каждой шутке есть доля… Собственно, басиста зовут Николай Энс, барабанщика – Данила Наумов (участник группы «Иван Царевич», играет с поп-певицей Марой). И ещё одна загадка: сет-лист завершает один из хитов 2000-х «Рождённые жить», а перед ней идёт новенькая вещь «Всё не зря», которая оказывается переделкой той же самой песни. Довольно странно, что Маврин сыграл две почти идентичные композиции подряд, но, похоже, так и было…

Сет-лист Сергея Маврина: За северным ветром (2021), Мне хватит сил (2021), Стрелы в небо (2015), Поединок (2015), Вольная птица (2006), Всё не зря (2021), Рождённые жить (2004).

Минут 15 – и на сцене уже второй номер, «тёмные лошадки» программы – команда Above the Stars. Быстроту пересменки обеспечивали две барабанные установки на сцене – когда один коллектив выступал, барабанщик следующего спокойно развешивал своё «железо». Правильный, профессиональный подход.

Above the Stars, помимо того что в целом новички, ещё и выбивались из программы – вместо русскоязычного хэви/пауэр-метала они играли экстрим/дарк-метал на английском языке. Но в том и кайф таких фестивалей, что на нём нет явных лидеров и аутсайдеров, у каждой команды находятся фанаты. Вот и у AtS обнаружился неплохой фанклуб, который обосновался в первых рядах, в руках у одних были розы (видимо, проявление лав-металлической стороны «надзвёздного» творчества), у других буквы A, T и S, а прямо по центру некто размахивал огромным чёрным флагом с лого группы, чем изрядно осложнял задачу фотографирования. Ну да ладно, зато красиво, и, забегая вперёд, ни у кого другого в этот день фэнов с флагами не было…
(P.S. После публикации в комментариях в соцсетях возник спор — мол, флаги и группы поддержки были у всех команд. Про фанклубы я и не отрицал, что они были у всех, а вот что касается флагов, фэны Above the Stars принесли флаг на древке и размахивали весь концерт, поклонники других команд просто держали баннеры в руках, что тоже замечательно, но не всегда заметно из зала. В конечном счете, это концерт, а не соревнование фанклубов…)

Лидер Above the Stars, скрим-вокалист Влад Ясинский в основном известен как один из авторов музыкального журнала «Dark City». А ещё – как исполнитель роли дракона Ская в концертных постановках «Эльфийской рукописи» «Эпидемии», сменивший там Кирилла Немоляева. Конечно, немоляевской балетной грации ему не хватает, но справляется неплохо, да и в целом «журналист-метал» гораздо предпочтительнее, скажем, «олигарх-метала», по крайней мере, фронтмен понимает, чего он хочет от себя и окружающих, и успешно этого добивается.

Творчество AtS, в том числе недавно вышедший «Dawn of the New Day» – пёстрая смесь всего, что входит в кругозор музыкального метал-журналиста, с основой в виде мелодик-дэта, дум-дэта и модерн-метала, с большим количеством приглашённых гостей и кавер-версий. Особо дружна команда, судя по всему, с немцами Lord of the Lost, фееричный кавер которых «La Bomba» (модерн-метал плюс латино) завершил сет. В ней гостил (с чистым вокалом) Михаил Сидоренко. Ещё одна гостья, Александра Сидорова, добавила женского «альтернативного» вокала в песню “The Ritual”, но, признаться, в своих основных командах она поёт поинтереснее. Другие интересные моменты – «Eat Me», записанная с японским рокером Рёдзи Синомото (Ryoji Shinomoto) из группы Gyze, быстрый танцевальный ритм и фольклорные мотивы (явно что-то из японских народных струнных инструментов, всё, правда, в записи, как и клавишные…) Тяжелое метал-буги «The Beautiful People» из репертуара Мэрилина Мэнсона. И уже по сет-листу опознанный кавер белорусских метал-классиков Vicious Crusade «Hellbound» с альбома 2009 года (интересный выбор, ведь самый известный их альбом был первый, 1999-го). Забавно, что фронтменом «Крузэйдов» был Дмитрий Басик, тоже метал-журналист, писавший в «М» и «Легион». «Пусть 2023 год будет куда лучше, чем прошедший, и никто из нас не столкнётся с настоящим адом», – пожелал публике, предваряя эту песню, Влад Ясинский.

При всём при этом назвать кавер-группой Above the Stars язык не поворачивается. Скорее это творческая лаборатория, проект коллажного плана, который открыт для гостей и спокойно сочетает своё с чужим. Результат – далеко не скучный сет, который успешно выдержали даже фэны «Арии», собравшиеся в первых рядах, чтобы послушать сольный дебют Виталия Дубинина. И, может быть, даже получили удовольствие.

Сет-лист Above the Stars: Intro (It’s a…), Showtime, Hellbound (Vicious Crusade), Eat Me Drink Me, Souls in Machines, The Beautiful People (Marilyn Manson), The Ritual (feat. Саша Сидорова), La Bomba (Lord of the Lost, feat. Михаил Сидоренко).

Перед выходом на сцену группы Виталия Дубинина техники сделали обескураживающий ход. Они унесли ёлку! Та стояла до поры между барабанными установками, светилась огоньками и создавала праздничное настроение. Видимо, для Дубинина как участника «Арии» вся дань Новому году уже была отдана двумя днями ранее, и впереди была задача совершенно иная и предельно серьёзная. Представить живьём музыку с нового, первого в его жизни сольного альбома! Диск, на котором Дубинин взял на себя все вокальные партии, вызвал отличную реакцию фэнов, но был вопрос, а «вытянет» ли его голос целый сет живьём? Ведь одно дело студия, где можно бесконечно дошлифовывать, делать передышки, другое – сцена, где ещё и басовые партии на нём… Фанаты даже предполагали, что к живой презентации могут подключить какого-нибудь гостя-вокалиста, но Дубинин решил сделать всё как на записи. И не прогадал.

Живой состав условной группы «Дубинин» равен студийному: это гитарист «Гран-Куража» Михаил Бугаев (он, кстати, немного играл и с «Арией», временно заменяя Владимира Холстинина), экс-гитарист «Арии» Сергей Маврин и экс-барабанщик «Оргии праведников» Закк Хемма. Кстати, было очень приятно было повстречать Закка на входе (спасибо за помощь!), а потом и увидеть в деле. Рад, что после «ОП» он не затерялся и попал в проект с именем.

Когда Виталий Дубинин только анонсировал сольный проект, почему-то думалось, что это будет для него некая отдушина в смысле более мягкой, лиричной музыки в духе ВИА и даже «шансона» (в хорошем смысле слова), подобно приснопамятному проекту Холстиниа/Дубинина «Авария». Но и в записи это оказался всё тот же эпично-металичный металл – та же «Ария», только с голосом Дубинина, чуть пониже, попроще, но со всеми плюсами авторской подачи материала.

А живьём те же песни зазвучали, как ни странно, ещё жестче. Напрашиваются сравнения с «тру-металом», не в смысле Manowar, а в смысле американских андеграундных команд, у которых не так важна отшлифованность вокала, сила и охват нот, сколько душевный порыв, запал и кураж. Голос Дубинина непрерывно держит в напряжении, сам он – хороший фронтмен, пусть и занятый бас-гитарой, а как следствие, в основном привязанный к микрофонной стойке. С копной кудрявых волос и белозубой улыбкой он чем-то похож на Дэвида Ковердейла его MTV-периода. Отлично воспринимается и гитарный дуэт Маврина-Бугаева – первый со своим «маврингом» даёт чувство полёта, плетёт гитарные «кружева», второй обеспечивает надёжный риффовый фундамент. Нашлось место и басовому соло Виталия Дубинина. В центре сета – развёрнутый эпик «Русский сон», глэмовый «Зверь в твоих глазах», вязкий мидтемпо-боевик «Бал-маскарад» и – сюрприз – вещь «Ужас и страх» с альбома «Авария». «Песня из пыльных подвалов», – объявил он её и посвятил Маргарите Пушкиной, поэтессе, которая наблюдала за шоу откуда-то с верхнего яруса. Конечно, немного надеялся, что прозвучит и самая длинная и эпичная вещь с альбома, «Наполеон», но, видимо, это слишком большая задача для дебюта. Но судя по приёму, нас ждёт продолжение.

«Благодарю за то, что вы есть, что вы поддерживали совершенно неизвестный вам проект, – сыронизировал Дубинин под конец. – В наше тяжелое время берегите каждую минуту, живите здесь и сейчас!» И прозвучала ещё одна вещь с нового диска, позитивный «восьмидесятнический» металл, рождённый для распевок с публикой.

Сет-лист Виталия Дубинина: Бал-Маскарад, Бес в твоих глазах, Русский сон, Бег по кругу, Ужас и страх («Авария»), Здесь и сейчас.

Недлинный сет группы «Дубинин» мы провели в самой гуще толпы, почти у сцены, но хотя визуально это было прекрасно, звук в этой точке был далёк от идеала – много низов и баса, и решено было пойти восстановить слух где-нибудь в районе звукорежиссёрского пульта. То ли поэтому, то ли в силу того, что Catharsis были де-факто хозяевами площадки, их сет показался если не безупречным, то близким к этому.

Представьте, что вы наблюдаете за выступлением канатоходца над куполом арены. Интересно будет в двух случаях – когда это новичок, и вы с замиранием сердца смотрите, доберётся ли он до другой стороны, переживая за каждый шаг, и когда этот путь для него освоен, пройден тысячу раз, и он не просто контролирует ситуацию – как артист наслаждается ей. У Catharsis – как раз тот, второй случай. Казалось бы, сет-лист давно заучен наизусть, обойма хитов не меняется, разве что появляется пара-тройка новых, уже знакомы и жесты, и вокальные приёмы Олега Жилякова, и героические позы Джеффа Полякова с Александром Тимониным, и флейта в металле Олега Мишина кажется совершенно нормальным делом, и привычно даже то, как скрипачка Ольга Петрова крутит смычком над головой, и сцена «Известия-холла» обжита «катарами» как родная квартира… И всё равно чувствуешь подъём, эйфорию, как встречу со старым другом, который ничуть не изменился за многие годы.

Правда, встреча оказалась неполной. Не то чтобы это сюрприз – клавишница Юлия Чумакова встречает Новый год в более традиционной обстановке, у себя дома, у прекрасного Балтийского моря. Можно только порадоваться (или позавидовать в хорошем смысле)! Её партии шли в записи.

«Какой у нас по счёту праздник, я всё время забываю… Ах, да, 17-й!» – начал выступление Олег Жиляков. «Катарсис» взяли на себя задачу принести наконец новогоднее настроение в зал. Ёлку вернули на сцену, и музыканты, как и «Ария» 30-го, начали играть в костюмах Дедов Морозов. Правда, так же быстро их сбросили, но Жиляков остался в чёрном камзоле, отороченном мишурой. Программа снова набрала разгон после среднетемпового сета Дубинина – почти сплошь пауэр-метал-боевики! В зале танцы, а на балконе активничает фанклуб Catharsis. Фэны размахивают баннером, а потом бросают его вниз. Олег Жиляков хватает на лету, и, покрасовавшись с ним на сцене, завязывает узлом и метко бросает обратно на балкон. Учитесь!

Был в программе и новогодний кавер. Всего один – но какое точное попадание! Песня «Звенит январская вьюга» (это вставной номер из фильма «Иван Васильевич…») словно создана для пауэр-метала и быстрого темпа и голоса Жилякова. Прямо скажем, если не знать, чья она, вполне бы вписалась в один из альбомов где-нибудь рядом с «Гонками за мечтой»…

«Вы поёте – мы играем. А я всё это слушаю и, может быть, вам подпеваю», – поиграл он с публикой в «Крыльях» (стандартные распевки на половины зала, партер, балкон и так далее). «Сердце бьётся так, что хочется отдать его вам, – завершил фронтмен свой сет. – Обещаем, что будем продолжать наши мероприятия». Кто бы сомневался!

Сет-лист Catharsis: Кто ты?, Я вернусь, Сердце мира, Гонки за мечтой, Оставь наше небо, Hold fast, Звенит январская вьюга (кавер), Xanandra (Mago de Oz), Крылья, Воин света.

В таких зальных фестивалях на несколько команд роль хедлайнера или, точнее, замыкающей группы двойственна. При хорошем раскладе твой сет может стать кульминацией вечера, при ином стечении обстоятельств – придётся играть перед спинами уходящей публики. До этого, к счастью, не дошло, у «Гран-Куража» хватает своих поклонников с восторгами и флешмобами, но как хедлайнерам группе достался скверный звук, заметно поредевший танцпол и общая притомлённость аудитории. Вдобавок подмосковно-белорусская команда взяла немного странный старт. Будто решив отнять у «Катаров» майку / красную шапку лидерства в плане всего новогоднего в этот вечер, она высыпала в первые же минуты такое количество каверов и попурри, что стало казаться, будто перед нами чисто юмористический проект, вдобавок сколоченный за полчаса до выхода на сцену. Песенка Волка и Снегурочки из «Ну, погоди», «Бременские» «Мы к вам заехали на час» с элементами «Final Countdown» и даже «Smoke on the Water», наконец, «Пятачок», хит вокалиста Петра Елфимова времён его участия в КВН. Пётр сказал, что это, мол, отличный повод для расставания с песней. Но, по словам фэнов, так с «Пятачком» группа прощается на каждом концерте…

И когда начало казаться, что ничего кроме шуток вообще не прозвучит, группа вдруг вспомнила заглавную вещь с совсем старого, ещё с Житняковым, альбома «Новой надежды свет»! С него потом была ещё одна – «Девять жизней». «Старинки» чередовались с «новинками», записанным уже с Елфимовым. Из них очень легла на душу «Волна», абсолютно попсовая, сладкая-пресладкая баллада на стихи Маргариты Пушкиной, но именно в ней Елфимов раскрывается по максимуму. Пётр посвятил это исполнение Пушкиной, хотел поблагодарить лично, но поэтесса уже ушла домой.

Интересное дело, и старые рок-хиты времен Житнякова, и новый репертуар – по сути поп-музыка, мелодичная и с большим хитовым потенциалом, и вроде в голосе Елфимова жесткости, рок-драйва побольше, чем было у Житнякова в те годы (про то, как он поёт теперь, речи нет), но именно с Елфимовым песни «Куража» звучат совсем уж неприкрыто эстрадно. Опять же, не значит, что это что-то плохое. Мелодичные песни про любовь, особенно в исполнении такого красавчика, как Пётр, будут нужны всегда. И простые, но очень важные пожелания под конец. «Чтобы сбывались мечты! Чтобы ваши близкие всегда были здоровы и счастливы… «Всё будет хорошо»!»

Сет-лист «Гран-Куража»: Снегурочка (кавер из «Ну, погоди!»), Мы к вам приехали на час/ Final Countdown (кавер из «Бременских…»/Europe), Пятачок (КВН), Новой надежды свет, Волна, Без потерь, Адреналин, Одна любовь, Девять жизней, Всё будет хорошо.

Пять часов музыки ровно, включая, правда, паузы и пересменки. Отваливаются ноги, ноет спина, сворачиваются в трубочку уши. А голова думает: если можно, ещё бы столько! Так что ждём следующих «Метал-ёлок» и обычных концертов. Главное, чтобы наступивший год оказался добрее и лучше предыдущего.

Владимир ИМПАЛЕР
фото – Катерина Межекова, Наталья Бондарева.
Благодарим Игоря Полякова (J.A.M. Management) за аккредитацию.Сергей Маврин, Above the Stars, Виталий Дубинин, Catharsis, «Гран-КуражЪ»

Все фоторепортажи:

или https://vk.com/album-2548741_291077362

или https://vk.com/album-2548741_291077040

Общее впечатление

Москва, Известия-холл, 1.01.2023.

Владимир Импалер

Владимир Импалер