Kansas «The Absense of Presense» (2020)
Декабрь 25, 2020
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Kansas «The Absense of Presense» (2020)

«Полное отсутствие всяческого присутствия», – это строчки из Даниила Хармса, и почти так же назвали новую работу Kansas, хотя вряд ли они что-то слышали про Хармса, скорее это игра слов в духе их же работы «Somewhere to Elsewhere» (2000), последнего с участием главного композитора группы Керри Ливгрена. После его ухода группа замолчала на целых 16 лет (если не считать сайд-проекта Native Window), и только когда уже ушли и вокалист Стив Уолш, и скрипач Робби Стейнхардт, оставшиеся ветераны – барабанщик Фил Эхарт и гитарист Рич Уильямс – набрали новый состав и совершили впечатляющее возвращение с диском «The Prelude Implicit» (2016). Тогда главными героями стали второй гитарист Зак Рицви, выросший в Нью-Джерси музыкант и саунд-продюсер пакистанского происхождения, который сочинил львиную долю материала, и певец Ронни Платт, который стал адекватной, хоть и не идентичной заменой Уолша. Правда, продолжения пришлось ждать целых четыре года. Часто группы выкладываются на таких «камбэках» целиком, и продолжение оказывается относительно бледным, так могло бы быть и с Kansas, ведь Рицви этот свой материал предлагал для группы ещё в начале 2000-х. Но помогла ещё одна замена – решил уйти клавишник позднего состава Дэвид Мэнион, на смену ему взяли ещё одного жителя Нью-Джерси, Тома Брислина, прогрессив-роковой публике отлично известного по игре в Yes, Camel и Renaissance. А самой свежей его работой был не очень успешный «суперпроект» The Sea Within, также выходивший на InsideOut. Том пришёл в Kansas с мыслями наконец-то проявить себя, и это ему удалось. Пусть перу Брислина принадлежат всего три вещи, а Рицви – шесть, клавишник сочинил к ещё четырём тексты, да и в целом внёс в группу свежую кровь и энергию.
Характерно, что в период работы над диском, в 2019 году, группа также гастролировала с программой наиклассичнейшего из своих альбомов, “The Point of Know Return”. И, конечно, дух той музыки отразился и в новой. Прогрессив-рок Kansas интересен тем, что он коренится в песенности американского толка, в нём есть и ритм-н-блюз, и соул, и даже кантри, и, конечно, AOR, звёздами которого канзасцы стали в конце 70-х. А скрипка в ней наследует больше не классике, а народной музыке. Лучшие вещи Kansas – это эскапады виртуозных инструментальных партий в сочетании с эмоциональным, «открытым» пением и хитовыми мелодиями, сочетающими помпезность и обращение с глазу на глаз, с головокружительным, но всегда естественным музыкальным развитием. Все эти черты есть и у того, что делает группа сейчас. Даже удивительно, как ей удалось найти такого близкого по духу и тембру певца, как Ронни Платт! Если его за что-то и можно упрекнуть, так только за то, что он слишком красив, гладок и сладок, нет в нём надлома, надтреснутости, присущей Уолшу, особенно позднему, его богатства интонаций. Повезло с персоной Зака Рицви – он вырос на группах типа Rush, обожает Dixie Dregs, словом, впитал звучание прогрессива североамериканского континента. А ещё его вдохновляют фильмы и саундтреки, и он даже сочинять любит, одновременно смотря какой-нибудь фильм. На своём месте и скрипач Дэвид Рэгсдейл, игравший ещё в версии Kansas 80-х, и инструмент его звучит полнокровно, не так бесплотно и «царапающе», как прежде. Что до гитаристов, саунд немного утяжелился, в таких вещах, как «Throwing Mountains», он близок к прог-металу. Интересно, что и барабанщик-ветеран Фил Эхарт чувствует себя в металле как рыба в воде, выдавая, например, скоростные пассажи по бочкам в инструментале «Propulsion 1». Звуком занимался Зак Рицви, а сведением – легендарный Джефф Гликсман, всю жизнь работавший с Kansas. Результат идеален.
Альбом впечатляюще стартует с титульной вещи на восемь минут. Интересна «Jets Overhead», в том числе и своим заковыристым текстом, который написал Том Брислин: герой пытается объясниться с девушкой, но они не слышат друг друга из-за гула пролетающих самолётов. А самолёты Kansas любят ещё со времён Ливгрена… В «Circus of Illusion» слышны неожиданные для группы закольцованные, в духе спэйс-рока, гитарные риффы. И хотя ближе к концу диска от напора прогрессивности, возвышенности и позитива уже немного устаёшь, как и от голоса Платта, последняя песня, «The Song That River Sang», всё переворачивает. Её поёт Том Брислин, его голос мягче и «попсовее», и сама вещь, начинаясь с риффа в духе фламенко, с «латинистой» вокальной мелодией, сменяется грозным и хаотичным инструменталом в духе «кримзоновской» «Starless» и внезапно обрывающейся концовкой. После неё очень ждёшь продолжения в том же духе. Главное, чтобы Том Брислин здесь остался подольше, чем в предыдущих своих местах работы. Он этого достоин.

Владимир Импалер

Рецензия опубликована в InRock #92

InRock
8 из 10
Общее впечатление

progressive rock 8/10
InsideOut Music

8

Рекомендовано к прослушиванию
Метки Kansas, progressive rock
Владимир Импалер

Владимир Импалер