Vespero “The Four Zoas” (2020)
“The Four Zoas” – одна из лучших работ в дискографии астраханцев Vespero, одна из самых глубоких и концептуально насыщенных. Как и свежий диск The Tangent, альбом Vespero связан с культурой Англии, но, разумеется, куда более опосредованным образом. У «Весперо» часто случаются такие путешествия по времени и пространстве – у них были и «русские», и «немецкие», и даже «абиссинские» работы. Здесь же в самом названии – отсылка к творчеству английского поэта, художника и мистика Уильяма Блейка. Четыре Зоа – персонажи мифологии (и нескольких поэм) Блейка, крылатые существа, изначально слитые воедино в «вечном человеке» Альбионе. Эти существа олицетворяют разные стороны человеческой природы: Уризен – разум, Лува – страсти, эмоции, Тармас – телесные чувства и ощущения, Уртона – инстинкт и воображение. Отделившись от Альбиона (напомним, это древнегреческое и римское название Британии) после его падения, четыре Зоа стали враждовать между собой… В общем, всё безнадёжно запутано, читайте Блейка, желательно в оригинале.
В «The Four Zoas» каждому блейковскому персонажу посвящён отдельный трек: спокойный и раздумчивый, космически отстранённый, то вдруг взрывающийся безумным соло скрипки, то вдруг переходящий в математически просчитанную фугу «Urizen»; насыщенный контрастами, то тёплый и мягкий, с мелодичной скрипкой, то куда-то летящий на крыльях гитарного соло, то распыляющийся муговскими нотами «Tharmas»; «Luvah», который, начинаясь как спейс-роковый гитарный тяжеловесный трек, в какой-то момент переходит в психоделический хорал со струнным квартетом – к штатному скрипачу Vespero Виталию Бородину присоединяются Эвелина Бутенко (скрипка), Анна Аншакова (альт) и Александра Старкова (виолончель), и звучит всё вместе сурово и одновременно пронзительно; тревожный, порывистый, с настоящим рок-драйвом, с зовущим меллотроном, в ритме странного нервного танца «Urthona» (слегка напоминает The Doors). Созидательный Лос («LOS») борется с последствиями разобщения, строит «духовный город» – этот трек, пожалуй, самый позитивно и светло звучащий из всех. Финальный эпик, 21-минутный «The Emanation of the Giant Albion» – история пробуждения и преображения спавшего смертельным сном Альбиона, воссоединение четырёх Зоа. Это непрерывно развивающаяся, раскручивающаяся, подобно пружине, композиция, центральным моментом которой становится вдохновенное гитарное соло Ильи Липкина (The Re-Stoned, А Foggy Realm). Более разреженная, медитативная концовка приводит к просветлению…
«The Four Zoas» – плод кропотливой двухлетней работы, как композиторской, так и продюсерской. Поскольку и сами Vespero, подобно героям мифов и легенд, почти на каждом альбоме перевоплощаются и преображаются, то можно было бы ожидать каких-то резких стилевых скачков. Но в целом направление, заданное предыдущими работами, здесь продолжено: это психоделия с элементами прогрессива (или наоборот). Обращает на себя внимание, что это не просто звуковые пейзажи или спейс-роковая цикличность, а очень продуманная с мелодической, гармонической, и, разумеется, аранжировочной точки зрения музыкальная ткань. Этим альбом отличается, к примеру, от предыдущего «Hollow Moon» (2018), который композиционно куда более прост. Интересно, что в «The Four Zoas» время разворачивается линейно – попадая в него, ты стремительно несешься вперёд, и нет ни остановок, ни возвращений, ни реприз. Только один лишь путь в вечность…
Хочется воздать должное всем участникам – Ивану Федотову (ударные), Аркадию Федотову (бас-гитара, синтезатор), Александру Кузовлеву – (гитара), Алексею Клабукову (клавишные, труба, висл), Виталию Бородину (скрипка). Александр и Алексей при помощи Павла Донскова занимались записью, Александр Кузовлев сводил материал. Фактически, вся магия сотворена своими руками. И только мастеринг делал культовый немецкий музыкант и звукоинженер Eroc, бывший участник группы Grobshcnitt, ныне занимающийся подготовкой к переизданию архивных прог- и психоделических записей, а также работой со многими современными коллективами. То есть по уровню он относится примерно к упомянутым выше полубожественным существам. В итоге – ещё одна важная веха в творчестве плодотворно работающей группы из Астрахани, достойно представляющей Россию в международном прогрессивном сообществе.
Рецензия опубликова в InRock #92
progressive rock
Tonzonen Records