Steven Wilson «Hand. Cannot. Erase.» (2015)
Июль 23, 2015
Дмитрий Кошелев (570 статей)
Поделиться

Steven Wilson «Hand. Cannot. Erase.» (2015)

progressive rock 9/10
K-Scope

Новейший студийный релиз Стивена Уилсона – однозначно самый светлый опус за всю историю его «славной академической деятельности», как с Porcupine Tree, так и с другими проектами и сольно. В частности, данный релиз заметно контрастирует с предыдущим сольным альбомом «The Raven That Refused To Sing», в котором явственно слышались влияния King Crimson, Van Der Graaf Genetaror и прочего «мрачного прога». И это несмотря на концепцию альбома, посвященную смерти одной женщины по имени Джойс Кэрол Винсент (пролежавшей несколько лет мертвой в своем доме), и немалое количество печальных или «смурных» моментов. Стилистика также иная – в отличие от «семидесятнического уклона» «The Raven…», здесь можно услышать и электронику («Perfect Life»), и «утяжеленный прог» («Home Invasion»), и поп-музыку (титульный трек), и полуакустическую балладу («Transience»), и «чисто инструментальный рок» («Regret #9»). Лучшими произведениями на «Hand. Cannot. Erase» являются красивейшая 9-минутная «Routine» с «гостевым» женским вокалом (израильская певица Нинет Тайеб) и умопомрачительная по своему развитию и «наворотам», длящаяся более 13 минут «Ancestral». Своими гармониями, структурой и настроением последняя напоминает такие опусы Porcupine Tree, как «Russia On Ice» или «Arriving Somewhere But Not Here», но сделана более филигранно и изысканно. Всё-таки присутствие таких монстров, как Марко Миннеманн, Тео Трэвис (хотя его духовых на этом альбоме меньше, чем, скажем, на предыдущем релизе Уилсона), Адам Хольцман и др., дает о себе знать. «Светлое начало» альбома усиливается его концовкой – красивой песней «Happy Returns» и изумительной кодой «Ascendant Here On…» Если воспринимать альбом внимательно, целиком и полностью, и не настраивать себя на поиск «кримзанутости» и прочего «мрачняка», то слушатель может быть очень сильно вознагражден, ощутив концептуальную цельность произведения. При этом саундовые и мелодические банальности, из которых как будто состоит титульный трек, и присутствующие во многих других композициях диска, начинают восприниматься как должное. Похоже, что Стивен Уилсон просто не умеет писать плохую музыку, наслаждаясь общением с исполнителями экстракласса и прочими аспектами той творческой свободы, о которой мечтает любой уважающий себя музыкант.

Дмитрий Кошелев

Дмитрий Кошелев