Kaipa Da Capo «Dårskapens Monotoni» (2016)
Декабрь 14, 2016
Елена Савицкая (259 статей)
Поделиться

Kaipa Da Capo «Dårskapens Monotoni» (2016)

Перед нами – один из кандидатов на звание «прог-альбом года», настолько впечатляющей получилась работа «ново-старой» шведской группы Kaipa Da Capo. Всё-таки замечательно, когда давно распавшиеся команды собираются не только затем, чтобы поностальгировать и поиграть старый материал, но и чтобы записать новую пластинку! Правда, классики шведского прогрессив-рока Kaipa, начавшие свой путь в 1973 году и самораспустившиеся в 1982-м, сейчас существуют в двух формациях. Первая, собственно Kaipa, возродилась ещё в 2002-м под руководством клавишника Ханса Лундина и через несколько дисков перешла от симфо-прога к AOR’у/модерн-прогу с женским вокалом. Kaipa Da Capo же собралась в 2014-м по инициативе гитариста Ройне Столта (для которого Kaipa стала в 70-е первым серьёзным «местом работы»), привлекшего под свои знамёна ещё двух участников оригинального состава: басиста Томаса Эрикссона и барабанщика Ингемара Бергмана. Так что на стороне «Кайпы-C-Начала» и количественный перевес, да дух той, «старой» группы в ней проявляется куда больше. А дух этот – истинно шведский, настоянный на скандинавском фольклоре и церковной музыке, с терпким и свежим запахом лесов и рек, с величественным органом и певучей гитарой, с поистине эпическим развитием композиций, чередованием мелодий одна прекрасней другой, и, конечно же, с вокалом на родном языке. За последний отвечает младший брат Ройне Микаэль Столт, обладатель глубокого, с лёгкой хрипотцой, баритона – тембра, не слишком привычного для прога. А на клавишных – не менее впечатляющий Макс Лоренц, в арсенале которого не только хаммонд, меллотрон и родес-пиано, но и реальный церковный орган (а ещё он играет на флейте). Конечно, здесь можно обнаружить и ноты модерн-прога, и отзвуки The Flower Kings, и разные прочие «отсылки», но уж никак не скажешь, что это, к примеру, ”TFK на шведском” или очередной проект Ройне Столта. Пожалуй, между всеми источниками влияния Kaipa Da Capo нашли нужный баланс.

В переводе «Darskapens Monotoni» означает что-то вроде «Монотонность безумия» – хорошее название для пяти благородных джентльменов! На альбоме семь треков, четыре из которых весьма длинные (три по 10 и один – 17 минут). Заглавная композиция открывается гитарными «фанфарами» и далее переходит к тяжеловесной органной теме а-ля Бах. Это разыгрывание по клавишам вверх и вниз звучит нарочито-серьёзно, как будто ученик шаг за шагом разучивает инвенцию. Слегка шутейная торжественность темы, повторяемой в разных тональностях, оттеняется мрачноватым рок-шаффлом средней части. Достаточно сумрачно звучит и «En Pojk» («Мальчик») с неожиданными минорно-блюзовыми оборотами. Видимо, блюз в душе героя зародился уже в раннем детстве. «Vi Lever Här» («Мы живём здесь») – пожалуй, одна из самых прекрасных вещей, которые довелось слышать за последнее время: настоящий гимн природе и мирозданию, летящий и радостный, с чудесной запоминающейся мелодией. От такой музыки становится легче дышать и хочется, как поётся в песне, соединиться с небесами и солнцем. Медленная «Det Tysta Guldet» («Тихое золото») – самая мистическая композиция, украшенная потусторонними вокализами (!) «королевы шведского фолк-грува» Мерит Хеммингсон и завораживающими аккордами органа, будто позаимствованными… нет, не из Баха, а из какой-то старинной шведской песни. «Spår Av Vår Tid” («След нашего времени») начинается квазицитатой из ”The Fountain Of Salmasic” Genesis, так что хочется назвать это отданием дани великим и никак иначе. «Tonerna» («Звуки») – настоящий симфо-проговый эпик, в котором есть и драматичные эпизоды с «гостевым» саксофоном (Людде Лоренц), и зашкаливающие виртуозностью соло хаммонда, и милые гитарные «цветочности», и грандиозный припев, в котором с нечеловеческой страстью эти самые звуки и воспеваются. Наконец, «Monoliten» – растворяющаяся психоделическая кода, в которой обобщаются темы предыдущих частей. Поистине, весь альбом – целостный и превосходный в каждом моменте шедевр, антем искусству, природе и времени. И работа каждого музыканта здесь выше всяких похвал.

Дополнительным плюсом к приобретению оригинальной CD-версии является оформление обложки: сурового викинга с модной бородой нарисовал художник Рик Якоби, и сие творение отражает северный, неспешный дух музыки. Пусть Kaipa и заиграла «с начала», но дух настоящего прога не утерян – и дело не в том, насколько это похоже или нет на «настоящие 70-е», а в её подлинном духе, возвышающем музыку до звания новой рок-классики. Маленькое рукотворное чудо.

InRock
10 из 10
Общее впечатление

progressive rock 10/10
Foxtrot Records
Рецензия опбуликована в InRock #77

10

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая