«Неизвестный Композитор»: Балканы и ангелы
Ноябрь 9, 2018
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

«Неизвестный Композитор»: Балканы и ангелы

Каждый год где-то в октябре я думаю про Архангельск. В это время там проходит ежегодный рок-фестиваль «Беломор-буги». Иногда туда удаётся съездить, порой сорвавшись буквально в последний момент, но чаще всего — нет. Вот и в этом году не получилось. А состав был преинтересный — в частности, там была группа «Неизвестный Композитор», ставшая для «ИнРока» открытием «Беломор-буги» ещё в 2014 году.

В 2016-м, опять же на «Беломоре», команда подтвердила свой растущий класс. С тех пор в её истории было многое — выступления за рубежом в Норвегии и на опен-эйрах в России, концерт на берегу Белого моря на фестивале «Тайбола», сотрудничество с исполнителем на дудуке Аргишти и игра на разогреве у Эмира Кустурицы…

Увы, увидеть группу «Неизвестный Композитор» в Архангельске на этот раз не удалось. Но не беда. Оказалось, у неё уже назначен концерт в Москве! Более того, выяснилось, что музыканты как раз находятся в процессе переезда в столицу. А это значит, что мы теперь получим возможность видеть группу значительно чаще… Это выступление — не совсем дебют на московской сцене, «НК» в 2016 году принимали участие в отборочном туре на «Folk Summer Fest», летом 2017-го играли проездом на пермский «Rock Line» и осенью, на день Москвы, на фестивале «Metro on Stage» в Измайловском парке. Но как большой самостоятельный концерт перед московской публикой этот, пожалуй, первый. И не просто концерт, а презентация второго студийного альбома группы «Путь», вышедшего на лейбле Firestorm Productions.

Забегая вперёд, играли «НК» час и 15 минут. А перед ними был еще небольшой сет московских собратьев по скрипично-инструментальной музыке — группы Ascorbic Acid.
Если «Композитор» ассоциируется с прогрессив-роком в основном в моём воображении, то «Аскорбики» — одни из постоянных действующих лиц на московской прог-сцене. Скрипач Дмитрий Шишкин, басист Сергей Лобжанидзе, барабанщик Дмитрий Лосев и дополнивший состав года три назад до квартета саксофонист по имени Кришна Радогор (!) играли на «Пустых Холмах», на той же «Тайболе», на фестивале «ProgDay» в клубе Козлова, в паре с Vespero, а Шишкин к тому же участвовал в одном из составов «Рады и Терновника». Музыканты выпустили уже два альбома на «АртБите», и они удачно сочетают прогрессивность и экспрессию, «моторность» своей музыки — её и слушать приятно, и для танцев подходит. Саксофон, пожалуй, добавил красок, хотя всё это не новая история — на разогреве у Vespero в октябре 2016-го товарищ Кришна уже точно играл.

После почти незаметной паузы ровно в 21:00 — «Неизвестный Композитор». Выступление открыл «Танец огня», первая после «Интро» вещь на альбоме. С ней всё понятно по названию, никаких комментариев не нужно. Дальше — одна из вещей, которая запомнилась еще по фестивалю «Беломор-буги» — «Толики» (они же «Неуловимые Толики»). Острая, ироничная, близкая даже к авант-року композиция осталась за бортом нового альбома — не вписалась по настроению, зато вошла в переиздание первой работы «Неизвестного Композитора». За ней — эпическая заглавная на альбоме вещь «Путь» и «Театр» — прелестная пьеса в духе босса-новы. Мягкая, как на кошачьих лапках, с квази-челестой — таким действительно мог быть саундтрек к спектаклю. Или какому-нибудь доброму романтичному кинофильму 70-х. Редкое вкрапление интровертности среди музыки энергичной, даже буйной, «завязанной» на сценическое взаимодействие лидера группы, скрипача Ильи Денисова, с товарищами по команде, когда жгучие взгляды и эффектные жесты говорят не меньше, чем ноты.

Так было и на памятных концертах на «Беломор-буги» в Архангельске. Инструментальный формат группы с тех пор не изменился, сменилась ритм-секция. Теперь с группой играют гитарист Александр Кокорин и барабанщик Кирилл Мартынов, тоже выходцы из Архангельска, оба из пост-роковой группы Cosmic Hurricane. Неизменные участники — басист Сергей Гуляев, флейтистка Алиса Добрынина, клавишница и аккордеонистка Хрисия Качаева (это греческое имя, от слова «хрисо» — золото) и скрипач Илья Денисов. Илья и Хрисия, кстати, недавно дополнили музыкальный союз ещё и личным — отметили свадьбу в родном Архангельске прямо на сцене рок-клуба «Колесо». Невероятно красивая пара!

Когда-то группа начинала с кельтской, ирландской музыки. На втором диске преобладают балканские и цыганские влияния. Живьём — тем более. Эту линию обозначает «Jovano Jovanke» — сербская, она же македонская народная песня. Кто только её не пел на нашей сцене, в память крепко впечаталась версия «Лакочи», а вот группа из Архангельска решила сделать инструментал. Хотя видно, что клавишница Хрисия Качаева всё равно поёт эту вещь, хоть и без микрофона…

«В 2016 году мы очень много выступали с фолковой программой, и ирландская тема, как бы она ни была хороша, так приелась, что стало невыносимо ее играть. Чтобы не крутиться на одном месте, мы резко поменяли курс, — объясняет Илья Денисов. — Музыка средиземноморского региона — чрезвычайно яркая и темпераментная. Мы начали её играть и не смогли остановиться. Одним из важных вдохновителей стал коллектив Royal Street Orchestra».

Словом, больше никакой кельтики, а из первого, одноимённого альбома, прозвучала только «Танго». Околоджазовую тему продолжила «композиторская» версия джазового «Каравана». А ближе к концу выступления люди начали осторожно выходить на танцпол. Поспособствовала этому «Телега» — шутливая стилизация под «цыганщину». На альбоме она звучит в финале… После неё плящущих только прибавлялось, а завершилась основная часть концерта милым инструментальным кавером некоей диско-темы, напомнившей тему из старинной пластинки «Stars on 45» — на самом деле, как выяснилось, это «Funkytown», заглавный хит из второго «Шрека». Тут уж перед сценой было человек десять танцующих, а Илья, встав на край сцены как фехтовальщик, размахивал перед ней своим смычком.

На бис с группой прямо с танцпола поднялся бородатый парень в шапке. «Вы все Никиту знаете», — не стал представлять его Илья. Потом удалось узнать, что певца зовут Никита Шишов, он тоже из Архангельска, учится в Москве вокалу и вместе с ним «НК» подготовили (и уже играли живьем) программу песен Gogol Bordello. Три песни из этого репертуара они сыграли на этот раз.

И… если честно, о таком лучше предупреждать заранее. Потому что после того, как зазвучал хрипатый хулиганский голос и раздались залихватские ритмы рок-гопака, всё, что слышал раньше, мгновенно стёрлось из головы. Ощущение тонкой светлой сказки исчезло начисто. И только через несколько дней автор этих строк нашёл в себе силы включить новый альбом и вернуться мыслями к прошедшему концерту.

Наверное, закрепиться и сделать карьеру в Москве с музыкой для пьяных корпоративов проще всего. Но «НК» так поступать не планируют, и каверы Gogol Bordello — не более чем сайд-проект. «Мы готовы экспериментировать дальше с новыми для себя жанрами, стилями и, кто знает, может на следующем альбоме мы зазвучим более электронно, а может, более камерно…» — говорит Илья Денисов.

Поживём-увидим, по крайней мере, теперь карьера группы будет проходить у нас под боком. Уже известно, что 8 декабря «НК» станет участником церемонии «Russian World Music Awards» в клубе Алексея Козлова и разделят сцену с такими грандами, как Сергей Старостин. Так что не Кустурицей единым…

Владимир ИМПАЛЕР
Фото автора.
Благодарим группу «Неизвестный Композитор» и Марию Жукову за приглашение на концерт.

Все фото — https://vk.com/album2483887_257112227

Общее впечатление

2 ноября 2018 г.
Москва, клуб "Алиби"

Владимир Импалер

Владимир Импалер