Julius Paolo Lazzeri “Gothic Power” (2015)
Паоло Лаццери – органист-виртуоз, в первой половине 70-х основавший команду Three Monks. Трио некоторое время пробовало себя на ниве итальянского прогрессивного рока, но со временем интерес публики к «Трём Монахам» поугас, и они разошлись в разные стороны. (Впрочем, недавно команда воссоединилась.) Паоло погрузился в дальнейшее изучение классической музыки, отдавая предпочтение трудам органистов, в частности, немецкого композитора Фридриха Юлиуса Ройбке. В дань уважения таланту Ройбке Паоло взял его второе имя в качестве псевдонима и стал творить под именем Юлиуса Паоло Лаццери. Результатом стал этот альбом. “Неоготический орган”, “мрачный синтезатор ARP”, “эпические ударные”, “клавесин Ванды Ладовски” и ещё орган-позитив – вот вооружение сеньора Лаццери, посредством которого он явил миру “Готическую мощь”!
Паоло творит один, увлечённо, самозабвенно. Торжественное и мощное звучание направлено вперёд и вверх, вертикаль композиции возносится агрессивно-возвышенно, направленная трубами органа, и пробивает небесную твердь, донося чаяния и восторги автора до самых тонких сфер. За неимением текстов, Паоло сопроводил каждую из композиций отдельной иллюстрацией в буклете к альбому. Изображения величественных церковных органов дополняют страницы, отведённые для динамичных, быстрых композиций “Gothic Power”, “St. Bavo”, “Stralsund” и “Laon”. Два последние посвящены коллегам Паоло – органисту Ф. А. Мемелю (1827–1888) и Лидии Ксицкевич, ныне здравствующей органистке собора Нотр-Дам в Лане. “VDGG” – дань уважения органисту Хью Бэнтону из Van der Graff Generator, о чём свидетельствует соответствующая ремарка в буклете, и можно утверждать, что трек был написан как минимум под влиянием этой группы. Профессиональное уважение, оказываемое автором проекта коллегам по цеху, интересно, и я бьюсь об заклад, что фото органов в буклете соответствуют тем, что размещены в соборах городов, именами которых эти композиции названы! Но что ещё вошло в этот сорокапятиминутный альбом? Спокойная, умиротворяющая “La Vecchia Torre”, сопровождаемая тёмно-рыжей картиной предзакатного вечера за городом, это лёгкий ноктюрн, исполненный на органе-позитиве… Единственный трек, записанный без участия органа, это “Mysterious Dark Lady”, он, кстати, проиллюстрирован портретом роковой женщины в венецианской маске. Для заключительного боевого, победоносного трека “The Sacred Fire” выбран образ несущихся на врага всадников-крестоносцев: предводитель отряда вздымает оружие, объявляя атаку, пар валит из ноздрей несущихся во весь опор жеребцов, снег летит из-под копыт… Пикник на Чудском озере.
Несмотря на то, что орган, король инструментов, известен своим широким диапазоном, сложно говорить о разнообразии настроений альбома. Паоло выделил из общего ряда “Mysterious Dark Lady” и “La Vecchia Torre”, немного сбалансировав более мягкими, деликатными композициями динамичную сторону альбома, однако в “Gothic Power” преобладает именно активное, мятежное, можно сказать, роковое начало. И хотя многое выдаёт в “Gothic Power” именно рок-альбом (пусть и записанный без единой гитары), при попытке его оценить по соответствующим критериям я натыкаюсь на психологический барьер – это же классическая музыка, разве нет?
progressive/neoclassic 8/10
Black Widow Records