The Aristocrats: Трио мушкетёров
Говоря о том, что концертные репортажи закончились, мы немного слукавили. Отчёт с концерта международного трио The Aristocrats, состоявшегося в «дополнительный» день зимы, мы, признаться, отложили в долгий ящик – и вот достаём его теперь оттуда, чтобы полюбоваться, как на обнаруженную после долгих поисков драгоценность. Надо же, это было с нами совсем недавно – а как будто бы в прошлой жизни! Но безотносительно этих ностальгических дум выступление The Aristocrats запомнилось феерической энергетикой музыкантов, их искромётным юмором и, конечно же, невероятным исполнительским мастерством.
«Аристократы» – это немецкий барабанщик Марко Миннеманн, ныне живущий в Калифорнии, американский басист Брайан Беллер и британский гитарист Гатри Говэн. Каждый из них известен участием в группах различных рок-суперзвёзд. Миннеманн и Беллер сотрудничают с Джо Сатриани, а Говэн, как и Миннеманн, играл у Стивена Уилсона – впрочем, всех проектов, где труд «аристократов» оценивается по достоинству, в том числе звонкой монетой, не перечислишь. Но The Aristocrats – это не просто «трио виртуозов» (хотя так оно и есть – недаром первое выступление ансамбля состоялось в 2011 на выставке NAMM, где, как известно, собираются суперпрофи). Это компания людей, которым очень весело вместе и которые хотят это веселье выплеснуть на публику. Это хорошо чувствуется по их записям, но, поверьте, вживую ощущается в сто раз сильнее! С самого момента выхода трио к публике под звуки «ковбойской» песенки «Mule Train» американского певца 1950-х Фрэнки Лэйна стало понятно, что ждать серьёзного шоу от этой троицы не придётся. Так и получилось – весь концерт они подначивали друг друга и слушателей, травили байки, рассказывали увлекательнейшие истории и сами всячески «ловили фан». Интересно, что после пояснений о том, как, почему и под влиянием каких обстоятельств была написана та или иная композиция, музыка воспринималась совсем по-другому. Дело ли в пресловутой харизме самих артистов или же новых измерениях, открывавшихся благодаря рассказам, сложно сказать. Но факт – восприятие от этого только выигрывало!
Турне The Aristocrats проходило в поддержку нового альбома «You Know What..?». Но выступление началось композицией с самого первого диска «The Aristocrats» (2011). Это была вещица под провокационным названием «Blues F**kers», благодаря которой пластинка даже заработала стикер «Parental Advisory» – возможно, впервые на инструментальном альбоме! На эту тему шутил Марко Миннеманн, вероятно, главный хохмач в группе, пояснивший, что они просто-напросто хотели спародировать блюзовые клише. И если началась композиция с фанк-металлических «наворотов», то в средней части троица разъехалась, не сумев сыграть элементарный блюзовый квадрат… конечно же, нарочно! А виртуознейшая реприза завершилась банальным блюз-кадансом и последним аккордом из серии «роняем шкаф». Впечатляющее начало! Следующая композиция, уже из нового альбома, по какому-то невероятному совпадению, тоже содержала слово из четырёх букв в названии («D-Grade F**k Movie Jam»), и была ответом некоему музыкальному критику, заявившему, что музыка The Aristocrats является «плохим саундтреком к плохому порнофильму». Именно поэтому, по словам Марко, пьеса начинается с пошлейшего гитарного «вау-вау» и звуков самого ужасного в мире коубелла («ненавижу коубелл!» – заявил он по-русски), хотя потом перерастает во вполне тяжёлый драйв. Далее последовала «Spanish Eddie» (по словам её автора Гатри Говэна, сочиняя её, он не подозревал, что хит с таким же названием уже был у поп-певицы 1980-х Лоры Брэниган), страстная «испанская» вещица с гитарой в духе утяжелённого фламенко. Пожалуй, в ней было больше от прогрессива, хотя и от металла немало!
Затем роль конферансье вновь взял на себя Марко, который, судя по всему, неплохо подковался в русском. Интересно, кто ему помог? По бумажке, но зато почти без ошибок, он прочитал целый спич: «Как настроение? Спасибо большое! Мне тут нравится!» Восторгу публики не было предела. Её (публику) тут же подключили к исполнению следующей композиции «When We All Come Together»: на гитарном соло продолжительностью 2 минуты 37 секунд (по словам Марко) надо было хлопать на слабую долю, а во второй части – в размере 23/16, причём нужно было попасть на седьмую и семнадцатую шестнадцатые. Покуда публика раздумывала над сложной задачей, Марко признался, что пошутил, и надо всего лишь отстучать два раза на четвёртую долю, что и было успешно отрепетировано. Лихая «песенка» в духе метал-кантри прогремела, словно паровоз по старым рельсам, не лишённым, впрочем, неожиданных поворотов, хотя и со всеми заготовленными прихлопами, к удовольствию публики и музыкантов.
Следующий сюжет был поистине драматичным. Правдивая история! Брайан Беллер, не стесняясь в выражениях, поведал о том, что все его инструменты и «примочки» были однажды украдены. Обнаружив это, Брайан сделал то, что делают все люди в наше время – написал сердитый постинг в фейсбук! Запись увидел владелец местного музыкального магазина, который сообщил Брайану, что некоторые из украденных педалей ему недавно продал некий тип. Брайан вычислил и его – парень в недавнем прошлом даже постил селфи из тюрьмы! У вора была подружка, явно помогавшая ему в нехороших делах. Однако звонок в полицию ничего не дал – Брайану вежливо сказали, что, мол, как только увидите этих людей, сообщите нам. Используя поиск по картинкам и геолокацию, Брайан догадался, что их дом находится всего лишь в семи километрах от него, сел в машину и помчал туда (тут его голос, поднимавшийся всё выше в тональности, буквально звенел)… Прибывшая к месту полиция арестовала преступников, но, вот несчастье, беллеровских бас-гитар в их логове уже не было. И он, увы, никогда не получил их обратно (разочарованный вздох публики). Стоит ли говорить, что созданная по мотивам этих событий композиция «The Ballad of Bonnie and Clyde» получилась в высшей степени захватывающей и остросюжетной. Она действительно была похожа на саундтрек к детективу, затягивая тревожными оборотами основной темы, мрачными риффами, рваным ритмом и каким-то невыразимым криминальным духом.
Что касается Брайана, то ему не пришлось так уж долго жалеть об утраченных басах – будучи эндорсером фирмы Mike Lull, он обзавёлся именной моделью, а всего на сцене красовалось три инструмента данной фирмы, все пятиструнные. Да и сам Беллер, что и говорить, смотрелся неплохо – с длинными локонами и бородкой, он чем-то походил на своего соотечественника Майка Портного, но только с бас-гитарой (а чем-то – и на Атоса в исполнении Вениамина Смехова). В следующей композиции «первую скрипку» вновь вёл Марко Миннеманн – он рассказал, какую судьбу в истории группы сыграла Россия: именно у нас, во Владивостоке, на концерте в филармонии Марко познакомился с Гатри и тот влился в состав The Aristocrats (изначально на роль гитариста планировался Грег Хоу). В ознаменование этого была исполнена джаз-роковая композиция «Get It Like That» из первого альбома, но посвящена она на сей раз была Нилу Пирту из Rush – разумеется, с длинным барабанным соло, в течение которого маэстро продемонстрировал все свои фирменные приёмы от мощнейшего «молотилова» по бочке до мельчайших дробей по тарелочкам. Ну а потом был гэг-дуэт резиновых свиньи и курицы, которые ритмично хрюкали и крякали в микрофон в руках своих «хозяев» Марко и Брайана – смешно, хотя и уже на грани цирка.
Следующая композиция – меланхоличная «Last Orders» (авторства Гатри) – о том, как в традиционных английских пабах наступает время последнего заказа и все задумчиво пропускают по финальной кружке. Перед этим музыкантам как раз вынесли на сцену по стакану пенного напитка, но концерт на этом не закончился. По контрасту с предшественницей, «The Kentucky Meat Shower» оказалась залихватской и скоростной, вновь с кантри-привкусом. Хотя ей предшествовало слегка затянутое вступление от Гатри Говэна, который, демонстрируя картинки из детской книжки, рассказывал об этом самом мясном дожде в Кентукки. (Реальное событие, произошедшее в конце XIX века, когда с неба посыпались куски мяса. Учёные так до сих пор не поняли, что это было). Мы привыкли воспринимать Гатри как эдакого рыцаря печального образа из группы Стивена Уилсона, гитариста-философа и эзотерика, но он, как оказалось, и пошутить не прочь, хотя и выглядел под конец концерта слегка устало. Завершили основной сет ультравиртуозная и пугающая «Desert Tornado» – в полном соответствии с названием, описывающая торнадо в пустыне, виденное Марко Миннеманном (он удирал от природного явления на машине), и успокоительная «Flatlands». А на бис прозвучала хард-сёрфовая «Smuggler’s Corridor» из альбома «Tres Caballeros», вокальную коду которой вслед за Брайаном Беллером подпевал весь зал: сначала «нормальным» голосом, потом в стиле дэт-метал, потом – регги, а потом кто во что горазд. Спустя минуту музыканты вновь изящно кланялись с пивом в руках.
Что ж, концерт не из тех, которые забываешь на следующий день: встреча с аристократами оказалась очень вдохновляющей. Захотелось и забытые шашки (читай – музыкальные инструменты) в руки взять, и музыку The Aristocrats переслушать. Впрочем, её восприятие в концертном зале, как уже говорилось, сильно отличается от прослушивания в записи. Поэтому если супертрио когда-нибудь вновь окажется в наших широтах – не упустите возможность послушать его вживую!
Елена САВИЦКАЯ
Фото – Катерина Межекова.
Благодарим Араика Акопяна (клуб Алексея Козлова) за аккредитацию.
Все фото –
The Aristocrats'2020
29 февраля 2020 года. Москва, клуб Алексея Козлова Фото - Катерина Межекова. Благодарим Араика Акопяна (клуб Алексея Козлова) за аккредитацию....
Или https://vk.com/album-2548741_272047849
29 февраля 2020 года
Москва, клуб Алексея Козлова