Роджер Уотерс: Последний изгнанник
Про концерт Уотерса надо было писать, пока горячо, это ясно. Но вышло так, что выступление пришлось на самую сдачу номера, а теперь уже на дворе зима и кажется, что тот пламенный Роджер в Олимпийском был не три месяца, а год, или пять, или десять лет назад. Потому что вечность не меняется, да и «злоба дня» при внешней переменчивости – тоже.
Глядя издали, видно, что представление Уотерса раскладывается на три плана. План первый – технический. Идеальный для «Олимпийского» звук с элементами «сурраунда» – в продакшне Роджера предусмотрены отдельные порталы для зрителей партера и для трибун, что редкость для стадионов. Эффектные видео и эффективные экраны, на которых Роджер мог показывать свои фильмы и лозунги. Вырастающий прямо поперёк танцпартера макет электростанции Баттерси, опять же, состоящий из экранов, которые затем «танцевали» свой собственный танец. Незаменимая свинья с моторчиком и с надписью на боку кириллицей: «ОСТАВАЙСЯ ЧЕЛОВЕКОМ». (Юное поколение именно так и уговариваешь сходить на Уотерса – пойдём, там свинья летает!) Наконец, как знак мудрости и высшее психоделическое откровение – сотканная из лазерных лучей радужная пирамида, в которую медленно вплывает серебристый шар – Луна. Всё это надо ощущать вживую, а не пересказывать.
План второй – публицистический. То, что Уотерс – завзятый трибун и глашатай, ни для кого не секрет, и почему-то казалось, что едва выйдя на сцену, он сразу начнёт что-то вещать… Но почти всё основное отделение он молчал, только воздымал руки вверх, как-то подмигивал, улыбался, надевал маску свиньи, показывал плакатики с надписями. Таково новое время – трибун, оратор уже не нужен. Во второй части были и речи, и лозунги, и смешные «фотожабы», на которых Дональд Трамп был изображён в виде свиньи. А потом, на огромном экране, надпись по-русски: «Трамп – свинья». И, казалось бы, где Трамп и где Уотерс? Стоило учиться, творить, искать, пахать всю жизнь, стать великим, чтобы теперь прокатиться по всему миру, показывая людям эти «весёлые картинки» в передвижном политическом цирке?.. Даже комментировать грустно. Но нужно всё-таки сказать про его «перелицовку» старинных хитов Pink Floyd под нынешнюю политическую повестку. Проиллюстрировать «Money» лицами политиков – это логично. Проиллюстрировать «Pigs» отфотошопленным Трампом – это уже искривление смыслов, и вот почему. Оруэлловский «Скотный двор», взятый за ориентир в сюжете альбома «Animals» – он не о каком-то одном толстом и впрямь свинообразном человеке, который стал президентом, и ведёт себя неподобающе. Он вообще не о личностях. Он о системе, в которой самовоспроизводится тоталитаризм, ненависть и так далее. «Ура, мне в перерыве позвонили и сказали, что на фестивале в Израиле отказались играть уже не 12, а 13 музыкантов!» – торжествуя, говорит Уотерс. Это победа! Зал аплодирует.
И всё-таки… вся эта политическая плёнка воспринимается как нечто наносное, то, что отступает перед третьим и главным планом концерта. Перед по-настоящему великой музыкой, великими образами, прекрасной игрой всего немаленького состава. Тут тоже есть о чём поговорить. Например, о том, как странствующий от одной прог-звезды к другой гитарист Дэйв Килминстер, похоже, нашёл своё настоящее место. О похожем на «хипповатого» юного Гилмора втором гитаристе Джонатане Уилсоне. О незаменимом клавишнике Джоне Кэрине и таком же бессменном саксофонисте Яне Ритчи. О незаметном, но безупречном барабанщике по имени Джой Варонкер. О похожих на инопланетянок бэк-вокалистках Джесс Вольф и Холли Лэссиг из дуэта Lucidus, которые так украсили сольник Уотерса и заставили звучать совсем иначе классические вещи «Флойд». Вокализ в «A Great Gig…» стал уже каноном, но они нашли смелость спеть иначе, может, без горячей «чёрной» страсти, но по-своему интересно – вопль к небу превратился в дуэль, в поединок между собой. Наконец, об игре и пении самого Уотерса. Ведь Роджер – не просто бард и чтец-декламатор, отчего-то взявший в руки басуху вместо гитары. Он и изобретатель и с музыкальной стороны тоже… Кто-то всегда знал, а кто-то увидел только сейчас, что, например, биение сердца в «Time» – это движение медиатора по басовым струнам у порожка. А ещё интересно, как звучат живьём вещи с “Is This the Life We Really Want?» – а их целых четыре – обрамлённые «флойдовской» классикой. («Picture That» чуть теряет в остроте и нерве, а вот балладная «Last Refugee», подкреплённая видеорядом, раскрывается сильнее).
А самое важное – улыбка самого Уотерса в финале концерта. После невероятно мощной и абсолютно «улётной» «Eclipse» с той самой лазерной призмой, пока белый веер лучей продолжал бить в потолок, зал хлопал, кричал, Роджер хотел что-то сказать, откашливался, а зал хлопал ещё громче, потом начал скандировать по-русски «Спасибо!» Уотерс всё понял и ответил по-английски: «Нет, это вам спасибо!»
А в конце с потолка на танцпартер посыпались бумажки-конфетти. На каждой было написано слово «RESIST»: «Сопротивляйся».
Сет-лист: Первое отделение: Breathe, One of These Days, Time, Breathe (Reprise), The Great Gig in the Sky, Welcome to the Machine, Déjà Vu, The Last Refugee, Picture That, Wish You Were Here, The Happiest Days of Our Lives, Another Brick in the Wall Part 2 & 3. Второе отделение: Dogs, Pigs (Three Different Ones), Money, Us and Them, Smell the Roses, Brain Damage, Eclipse. Бис: The Bravery of Being Out of Range, Comfortably Numb.
Владимир ИМПАЛЕР
Благодарим Евгению Ильичёву (SAV Entertainment) за аккредитацию.
Фото – Сергей Адамович. Полный (и совершенно изумительный) фоторепортаж — https://www.facebook.com/serge.adamovich/media_set?set=a.10214722434267025&type=3
31 августа 2018 г.
Москва, с/к "Олимпийский"
SAV Entertainment