Jazzator «Rough Terrain» (2010)
Февраль 12, 2011
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Jazzator «Rough Terrain» (2010)

avant-jazz 9/10
Jazzator

«Джазатор» – группа во всех смыслах молодая, но стремительно развивающаяся и завоевывающая профессиональные высоты. Еще вчера они – юный дуэт певицы и барабанщика, «Открытие Пустых Холмов-2009», сегодня – вполне зрелое трио, а то и квартет, выступающий на престижных джазовых фестивалях, сотрудничающий с известными музыкантами и разъезжающий по заграницам. Кропотливая работа над дебютным альбомом велась в течение полутора лет, и результат показался отечественным лейблам настолько шокирующим, что никто не решился выпустить диск. Пришлось ребятам издавать его самим, и они не прогадали! С тех пор как Марина Собянина (не дочь и даже не однофамилица) ввела в инструментальный состав группы фортепиано, на котором она играет не хуже, чем поет, а за прочие «звуки и ноты» стали нести ответственность разные хорошие музыканты, Jazzator зазвучал мощно и полнокровно, словно маленький оркестр. Состав достаточно подвижен: в записи альбома, помимо Марины и Сергея, участвовали Андрей Бессонов (кларнет), Татьяна Речная (флейта), Кирилл Колмогоров (контрабас), Антон Колосов (бас-гитара). На концертах же с группой нередко выступают и саксофонисты: то Сергей Летов, то Олег Маряхин. Всё это позволило ввести в партитуру обширные инструментальные фрагменты, в которых изящный стиль Jazzator обрастает фортепианно-басово-саксофонными «варваризмами» в духе Б. Бартока или С. Прокофьева. Иной раз мы слышим чуть ли не цитаты из «Сарказмов» («Thrill»), непринужденно сменяющиеся джазроковыми басовыми флажолетами а-ля Пасториус («Quiet»). Терпкие аккорды, словно «гроздьями» виснущие на клавиатуре, буги-вуги-риффы в левой руке, хитроумные, каждый такт меняющиеся размеры, упрямые ритмы, напористое, решительное настроение… Не случайно альбом называется «Дикая земля» (или «Ухабистая местность», как переводят его сами музыканты)!
Впрочем, в музыке достаточно и юмора – таково троекратное начало рэгтайма в «It All Started So Well», когда развитию темы каждый раз что-то мешает, или крокодильи «страдания» в собственно «Crocodile». Иногда музыкантов и вовсе заносит в атональные импровизации, из которых они потом успешно выкарабкиваются. К тому же, именно в записи полностью раскрывается звуковой замысел – с многочисленными бэками, дающими интересную гармоническую канву, инструментальными наложениями, склейками различных «кусков», тем, музык. Остались и моменты камерности, где лишь голос и ударные – оригинальное сочетание, особенно учитывая, насколько экзотично Марина использует свой голос. Это скорее еще один инструмент, чем привычный слуху эстрадный вокал. Конечно, в джазе такой тип пения не новость, вспомним скетчи Эллы Фицджеральд или эксперименты Бобби Макферрина – одного из кумиров Собяниной. Но Марина настолько остро затачивает свои вокальные «иголки», что ее манеру трудно с кем-то перепутать. В арсенале певицы – ультразвуковые пассажи, головокружительные пробежки по разным регистрам, скачки на две октавы, пение на расщепленных связках, йодли, мощнейшее вибрато, щебетанье, мяуканье, клокотанье, хрипы и даже… гроул (начало «Hope»)! Но, конечно, не забывает вокалистка и о «человеческом» интонировании, пропевании текста – вернее, отдельных англоязычных фраз, которые порой и составляют содержание композиции. Чистоте и точности этой интонации, техничности исполнения остается только подивиться. В подвижности голоса Марина легко соревнуется и с кларнетом, и с флейтой. Конечно, Jazzator – группа очень «специальная», и расслабиться под ее «неджаз» не получится. Тем более что и на концертах музыканты всячески эпатируют публику: Сергей барабанит по всяческой кухонной утвари при помощи унитазных ёршиков (!), Марина пищит, Олег скрипит, вводя любителей ортодоксального джаза в сущий ступор. Да, петь вечнозеленые стандарты было бы куда проще и приятнее… Возможно, впрочем, что традиционного вокала как раз добавить бы и не мешало, чтобы раскрыть все возможности коллектива. Но, глядя воочию, как Собянина сочетает исполнение сложнейших вокальных фиоритур с нелегкими фортепианными партиями, поражаешься: откуда в этой хрупкой красавице столько силы? Несмотря на четко выраженный стиль (причем стиль совершенно индивидуальный), группа, надеемся, будет и дальше идти своим путем, захватывая всё новые и новые, ранее нехоженные, самые дикие территории.

Владимир Импалер

Владимир Импалер