Ермен «Анти» Ержанов: Мой город будет стоять
Декабрь 10, 2014
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Ермен «Анти» Ержанов: Мой город будет стоять

Ермен «Анти» Ержанов, Николай Вдовиченко, Владимир Белканов, Евгений «Корней» Корнийко, Станислав Ткачёв «Мой город будет стоять»

Изд-во «Выргород», 116 с.

То, что выход этой худой книги – событие большой важности, неочевидно – надо объяснять. Под красной обложкой – собрание текстов песен героев и лидеров Актюбинского рок-клуба, музыкантов той части Казахстана, которая, сколько могла, чувствовала себя родственной России частью большого Союза. Страна, в которой родились музыканты, чьи тексты вошли в книгу, была большой, ее боль и ее протест – тоже большие и серьезные, не всякой душе по размеру.
Безусловный лидер и объединения, и стиля – Ермен Ержанов, лидер группы «Адаптация», известный и как Ермен Анти. У него есть и казахстанские рок-проекты, и это работает как естественная часть процесса. «Адаптация» и Ермен нередко позиционировалась как прямые наследники Егора Летова и «Гражданской обороны». Неукротимая энергия Анти и архитектура его музыкальных опытов эту мысль подтверждают. Но книга качнула восприятие в неожиданную сторону. Зафиксированные тексты дали понять, что он, как автор – абсолютно оригинален, не проще и не спокойнее, но по-восточному медитативней.
Второй полюс впечатления и самый ожидаемый для рецензента автор – Владимир Белканов («Белканов-Бэнд»). Соратник Ермена, поэт и балагур, регги-скоморох и ска-панк. Его песни – пока недооцененная часть нашей рок-культуры 1990-х и «нулевых». Единственный официальный альбом Белканова «Нейтралитет», вышедший на том же лейбле «Выргород» – точное выражение дыхания 1990-х. Но тексты Владимира вызвали противоречивое ощущение. На бумаге, без живой интонации и концертной подачи они впечатлили меньше, чем вещи Ермена. Впрочем, это нормально для таких книг, которые – лишь фиксация, зарубка на память, но не поэтические сборники.
Белканов сейчас живет и иногда играет в Москве. Услышать его можно, хотя и не всегда просто. Другие рокеры, чьи тексты вошли в книгу – это живущий в Питере Николай Вдовиченко («Западный фронт»), увы, погибший Евгений «Корней» Корнийко и Станислав Ткачёв («Крестовый поход детей», «Кто-то ещё»). Они демонстрируют особое отношение к слушателю – в их работах мало лозунгов и рок-маршей. Они поэты душ поколения, которое в чём-то не нашло себя, а в чём-то, не найдя, потеряло. Их рок и панк – особый – лиричный и экзистенциальный.
Актюбинск оказался настоящим оазисом рок-культуры, давшим времени своих, настоящих, неходульных рок-героев. Не просто вдалеке от европ, а за рубежом страны, сложилось и оформилось одно из самых ярких явлений русского – по языку и психологии – андеграунда последних десятилетий. Это явление даже, пожалуй, еще более широко, чем российские аналоги, связывает две страны. Книга поэтому превращается в паспорт эпохи, в фиксацию ее эмоций, очищенных от столичной шелухи и пропаганды.

Александр В. Волков

Александр В. Волков