Калинов Мост «Contra» (2013)
Декабрь 23, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Калинов Мост «Contra» (2013)

русский рок/blues rock 8/10
«Навигатор Рекордс»

Легендарный сибирский рок-бэнд выпустил звенящий непривычными интонациями, длинный, более чем часовой, диск со вспышками выверенного, иногда даже изысканного звука гитар. Есть музыканты, которых ласково называют русской народной галлюцинацией. Стиль же «Моста» можно определить как русскую былинную психоделию, что звучит почти как вариант национальной рок-идеи. Обложка диска спокойна, но боевита – таков и альбом. Дмитрий по ходу диска постепенно расходится, словно раззадоривается – появляются напряженный саунд, хриплый полукрик. Это даже неожиданно – раннее атакующее энергичное творчество группы было блюзом, фолком, гимном. Теперь же это – мейнстрим, плотный и убедительный.
К альбому не подобрать, пожалуй, слов яснее, чем нервная идея первой песни – «Держать контроль!» Это созвучно времени. «Контра»? Если отвлечься от исторических и самиздатовских ассоциаций, то «против чего» же поет известнейший рок-проект? Быть против всемирного зла и тлена – неоригинально. Конкретных врагов, «имена и явки» обнаружить не удалось – слушателя уводят не на баррикады, а в терпкую поэзию, дальше – по вкусу. Это проблема – как выразить разлитую вокруг тревогу. Кто-то может заскучать – альбом не дает очевидных зацепок, образов, хитов и вспышек для подсознания.
Мир Ревякина не менее многообразен, чем всегда, и привычно перенасыщен терминами и смыслами. Колкие слова – фрактал, лоботомия, чип, рентген – встают в тревожный ряд. Напротив них располагается достаточно образов, включающих привычные участки восприятия – крамолы и инквизиторы, дозоры и обоймы. Они в тексте, как часовые, охраняют образную вселенную автора. Тексты ожидаемо гиперобразны – мысли разворачиваются далеко за границы значений слов. Раскольников тут мучается под ритм плясовой, группа строит свою трагедию на парадоксах, но общее настроение творчества скорректировано – музыкант явно, без дополнительных слоев ассоциаций, поет про «здесь и сейчас». Этим он выходит за границы, которые сам ранее и создал, когда былинный образ у КМ успешно переходил в казачий.
Трудно было ожидать от группы, фактически олицетворяющей многие позитивные и любимые народом черты «русского» рока и блюза, резкой корректировки музыкального курса, изменения формата и ритмических изысков, хотя сольные альбомы Ревякина на это намекали и иногда нешуточно этим радовали. Дмитрий постоянен в мелочах – допустим, в аккуратном сопровождении текстов песен в буклете точными датами написания, – такая скрупулезность беспримерна. В сумме всё его творчество – редкая для наших краев успешная попытка держаться корней. И вряд ли именно этот релиз создаст новый образ группы, хотя «Мост» стал бодрей, что и само по себе прекрасно. Произошедшая смена вех коснулась в первую очередь психологии, настроения, темпа, а насупленная сосредоточенность и серьезность подхода к работе остались с командой. Судьбу релиза предсказать непросто, но, пожалуй, можно сказать, что «Contra» убедительно и как-то по-мужски красив.

Владимир Импалер

Владимир Импалер