Иностезия «Вертикали» (2018)
Слова «иностезия» в словаре нет, но есть похожие: «синестезия» (смешение разных видов чувств), «анестезия», «иная стезя» или даже «стезя Брайана Ино» — такие ассоциации вдохновляли музыкантов на выбор названия. Проект собрали в 2007-м гитарист Андрей Цапурин и барабанщик/автор текстов Олег Владимиров. Оба они — экс-участники группы «Асферикс» вокалиста Григория Стрелкова, которого многие могут помнить и по концертам «Эпидемии», где он отвечал за бэк-вокал и некоторые из ролей метал-оперы. Компанию составили басист Павел Правдин («Театр теней») и саксофонист Максим Кузнецов, а место у микрофона в итоге занял опять же Стрелков (видимо, расставание было не очень драматичным). Его участие — гарантия того, что с точки зрения вокала всё будет хорошо, голос сильный, гибкий и разноплановый, ему даётся равно убедительно и лирические баллады, и жёсткие металлические партии. (Разве что в интонациях порой «кипелыча даёт» уж очень явно, но это нельзя назвать проблемой). К дебютному альбому (да-да, первый за 11 лет!) музыканты подошли максимально ответственно: запись на студии «Гигант рекорд» превосходна, а фанатов русского рока может привлечь участие Валерия Скородеда («Монгол Шуудан»), сыгравшего роль «Продавца счастья» в одноимённом треке. Диск концептуальный, хотя явного сюжета не прослеживается — скорее это зарисовки на тему судьбы музыканта (или вообще творческого человека) в современном мегаполисе. Стилистически это смесь хэви, прогрессива и мелодик-рока на блюзовой основе. Критика общества потребления («Намагниченные», «Продавец счастья») выглядит несколько прямолинейной, как и рокерская лирика («С другого этажа», «Волчица»), напоминающая аналогичные обращения к прекрасному полу в непрекрасных ситуациях от «Арии» («Грязь», «Улица роз» и т.п.). Манера пения Стрелкова усиливает эти ассоциации. Хотя если это и «русский металл», то совсем нетипичный — музыканты любят творчество прог-рокеров (например, Стивена Уилсона), при этом не копируют их манеру и звук, а просто стараются делать свою музыку более многоплановой и разнообразной, не теряя в доходчивости и мелодичности. Главная заявка на оригинальность — использование саксофона, редкого гостя в этом жанре. Как правило, его партии строятся «от вокала». Саксофон вторит вокальным партиям и развивает их, как, например, в «Волчице», или же исполняет острые и смурные риффовые партии, как в «Продавце счастья» (тут можно провести осторожные аналогии с ранними King Crimson), солирует в «Не спеши» (а тут уже ассоциации с поздним, а-ля «Каменный край», «Автографом»)…
Альбом явно делится надвое, первая половина — плакатная и хэви-металлическая, вторая часть — рефлексивная и «артово»-балладная, и она звучит глубже и естественнее. Возможно, герой в ней находит некий ключ к ситуации, понимание, как жить в гармонии с собой и миром. Финал — и, наверное, лучшая вещь альбома — «Блюз обратной стороны». Это и правда блюз, и он группе «Иностезия» очень идёт. Красивый поэтический образ: музыка и быт, концертная жизнь и её изнанка как две стороны старой афиши…
Ещё одна удача на стыке блюза и мелодик-рока — «Ещё одно лето», на которую группа сняла весьма милый DIY-клип. В голоса Стрелкова в нём появляются свежие интонации — то ли эстрадные, то ли психоделические, в любом случае интересные. Возможно, это та самая точка, в которой мозаика разнообразных влияний превращается в собственный стиль. Ждём продолжения…
Рецензия опубликована в #89
hard'n'heavy
Self-Release