Human Factor «4Hmf» (2012)
Март 2, 2013
Владимир Импалер (1137 статей)
Поделиться

Human Factor «4Hmf» (2012)

progressive rock 8/10
RAIG

«Человеческий фактор» – логическое продолжение московского квартета InFront. Покинувшие этот славный коллектив барабанщик Константин «Штирлиц» Исаев и басист Александр Мещеряков развили линию, начатую двумя альбомами «ИнФронта», заменив при этом двухгитарную концепцию на гитарно-клавишную (гитарист Иван Иванов и клавишник Сергей Волков, известный по «Кафтану смеха»). Правда, второй гитарист в составе всё-таки планировался – Александр Алексеев из пост-металлических Reserve de Marche записал изрядную часть партий для альбома, но «на полную ставку» участвовать не смог из-за занятости в своей основной команде. Так или иначе, появление клавишных изрядно расширило звуковую палитру группы, сделало ее объемной и более легкой для восприятия. Как-то еще на заре творчества «ИнФронта» группу сравнивали с американской Djam Karet. Есть повод вспомнить о старом сравнении…
Пусть набор инструментов и расширился, тем не менее, творческим кредо Штирлица сотоварищи по-прежнему остается некий аскетизм, если не минималистичность. Это пяти-семиминутные инструментальные треки, выдержанные, как правило, в едином неспешном темпе, с двумя-тремя чередующимися лаконичными темами, сопровождаемые интенсивной, с обилием барабанных брейков, но, опять же, без динамического разнообразия, ритм-секцией. Темы ведут то клавишные (преимущественно холодных, ровных, синтезаторных тембров), то гитара, что принципиально ситуацию не меняет. Получается эдакий саундтрек для самоуглубленных медитаций, сдобренный экскурсиями то в спэйс-рок, то в пост-рок, то в прогрессив. Упражнение в дисциплине по-фрипповски, подразумевающей отказ от всего яркого, броского и наносного, от пестроты красок и «болтливости» музыкального языка. Получается ли это у Human Factor? Несомненно!
Отдельная тема – стилевое определение. Поскольку в творчестве InFront спэйс-рока не было вообще, а в Human Factor он в определенной мере появился, естественно было бы и альбом в целом отнести к спэйс-року. Однако, если сравнить москвичей с эталоном жанра в лице Ozric Tentacles, совершенно очевидно, что они – иного поля ягода. Традиционные средства – обилие гитарных эффектов, петель и задержек, нагромождение множества переплетающихся инструментальных партий – если и используются, то редко и в чисто фоново-оформительских целях. Как и подчас очень удачные элементы «звукового дизайна», использование речевых вставок и т.п. Опять-таки, не вполне подходят Human Factor и под определение пост-рока, хотя этот стиль в группе (видимо, благодаря Алексееву) проявляется куда заметнее. Остается прогрессив – и раз уж Human Factor придумали такую штуку, которую толком никуда не отнесешь, значит, это он и есть.

Владимир Импалер

Владимир Импалер