Алексей Круглов: Свобода джаза
Алексей Круглов – саксофонист, импровизатор, серьезно и разнообразно сотрудничающий с британским лейблом Leo Records. Круглов стал организатором и активным участником московского Leo Records Festival. Его свободный джаз – постоянный поиск путей развития свободной импровизации.
Что такое свобода в музыке, что такое «свободное» музицирование вообще? Где проходит граница между знанием и фантазией? Перед нами альбомы, изданные на различных лейблах в 2012-2013 годах – каждая работа дает свой вариант ответа на эти вопросы.
Alexey Kruglov, Jaak Sooaar, Alexander Ragazanov
«Search of United Sounds» (2012)
free jazz 9/10
«Бомба-Питер»
Диск записан трио, в которое вошли москвич-саксофонист Алексей Круглов, эстонец-гитарист Яак Соояар и питерец-барабанщик Александр Рагазанов. Настроение релизу сразу задает «простая», геометричная, абстрактная обложка. Под ней – разреженный, ясный и столь же абстрактный джаз.
Соло Круглова подталкивают к поискам аналогий среди звуков природы – от резкого пения-крика джунглей до шелеста тянущегося, словно слегка невыспавшегося, «утреннего» бриза. Можно сказать – Алексей на записи отвечает за инстинкты и аффекты, но не навязывает свою эстетику. И гитара, и ударные раскованны и свободны. Круглов иногда далеко отходит о стандартных звучаний саксофонов и бассет-горна, на которых он играет, причем, порой одновременно, совершая маленькое инструментальное чудо.
В игре Рагазанова нюансы не очень выпуклы, он создает поток звуков, словно очерчивает, описывает происходящее целиком. Соояар – председатель Эстонской джазовой федерации, тонкий и умный музыкант – задает настроение, словно эмоциональный камертон объединяет усилия коллег. Углубление, раскрытие авангардности происходит постепенно, музыканты внимательны друг к другу и не торопятся. Сдержанность музыки искупается названием диска – оно на редкость «говорящее». Эта программность, настроение поиска общего языка отражается и в названиях композиций – от «Дискуссии» до «Параллельных иллюзий».
Алексей Круглов, Яак Соояар
«Stereo Autumn» (2012)
free jazz/ладовый jazz 9/10
ArtBeat Music
Из коллабораций саксофониста Алексея Круглова одной из самых заметных является содружество с эстонским гитаристом Яаком Соояаром. «Stereo Autumn» – их совместный двойной альбом, выпущенный в шикарном оформлении на лейбле «ArtBeat». Диск записан год назад, но к любителям джаза, как коммерческий релиз, попал недавно.
Запись старорежимно играет в названия. Первый диск именуется «Левый канал – Портрет маленького цветка» – это авторская музыка дуэта, записанная на концерте в КЦ «Дом». В музыке неожиданно появляется джаз-рок, хотя и про фри-джаз импровизаторы не забывают. Яркие настроения, мастерские шаржи, звуковые картины Круглова окружены атмосферными и лиричными аккордами гитары. Яак сдержан и спокоен. Тембральное разнообразие помогает гитаристу успевать за активным звукотворчеством Круглова. Поединки инструментов идут на равных, они словно рисуют звуком.
Второй CD – другой музыкальный «маршрут», проложенный в близкой эстетке. Диск называется «Правый канал – Following «A Love Supreme», напрямую говоря о связи с великим саксофонистом Джоном Колтрейном. Программа записана на концерте во Дворце на Яузе, посвященном 85-летию Колтрейна и организованном джазовым энтузиастом Михаилом Сапожниковым. На альбоме – один более чем 40-минутный трек. Это сравнительно ровная и ритмично организованная музыка. Играют с дуэтом барабанщик Олег Юданов (на обоих дисках) и «Круглый Бенд» (на втором CD).
Круглов создает выпуклый звуковой орнамент, а порой даже читает стихи. Его импровизации купаются в атмосфере содружества с деликатной гитарой. Соло Соояара же углубленны и аналитичны. Когда же саксофонисты берут инициативу в свои руки, кружит настоящая метель звуков. Релиз и дарит отличное слушание, и претендует на концептуальность, и, по словам Круглова, показывает пути развития современного джаза.
Евгений и Анастасия Маслобоевы
«Russian Folksongs in the Key of New Jazz» (2012)
free folk/free jazz 8/10
Leo Records
На изданном в Англии альбоме иркутских музыкантов – отца и дочери Маслобоевых, Евгения (перкуссия) и Анастасии (вокал, цимбалы) – играет мощная all-stars российского свободного джаза и фолка. Тут записаны: Алексей Круглов – с саксофоном, Сергей Старостин с народными духовыми, а Аркадий Шилклопер – с ненародными. Плюс клавишник Ренат Гатаулин, плюс специальные гости – басисты Виталий Лабутин и Антон Колосов.
Поет Анастасия разнообразно и красиво. Звук рождается как прамузыка, становится свободной импровизацией, джаз появляется среди прозрачных и призрачных напевов чуть ли не как звуки природы. Но компания собралась такая, что тут многим есть что сказать – без фри-джазовых экстазов не обходится. Джазмен, естественно, хочет сделать любую песню «своей» и свободный джаз, сыгранный на народную тему, становится специфическим фри-фолком.
Команда довершает разгром восприятия, сваливаясь в довольно жесткий авангард, далекий от бытового понимания джаза, но еще более – от телевизионного «фолка». Ни одна вещь из трек-листа не входит в круг песен, которые «знает каждый». Переклички народных духовых и радуга настроений создают удивительный мир. Тут на своем месте оказывается легендарный Сергей Старостин – мало кто так, как он, чувствует границы допустимого и пределы стильности.
Общее ощущение альтернативно названиям треков типа «Кукушечка» или «Квашня», ведь вряд ли у многих людей эти слова напрямую ассоциируются с такой музыкой. Музыканты же ищут корни, глубинные связи – и тут «главным» кажется имя другой композиции – «Русская метафизика».
Квартет Александра Пищикова и Алексея Круглова
«Птицы» (2013)
free jazz/ладовый jazz 8/10
АРТсервис
Саксофонист Александр Пищиков стал широко известен после нашумевшего выступления на джаз-фестивале в Таллинне в 1967 году. У Пищикова на счету сотрудничества в диапазоне от Олега Лундстрема до Алексея Козлова, он заслужил прозвище «русский Колтрейн». Это «звание» создает понятный меломанам круг образов, помогает почувствовать то, что делает музыкант. Альбом «Птицы» записан Пищиковым в содружестве с Алексеем Кругловым, представляющим современное поколение отечественных джазменов. CD предлагается считать, ни много, ни мало, русским аналогом колтрейновской записи «A Love Supreme». Круглов и сам неоднократно обращался к творчеству Колтрейна.
Музыка написана Пищиковым, два саксофона существуют как единый организм – они нервны и откровенны. Идет осторожный, неторопливый поиск в вещи «Точка отсчета», ускоряющейся к концу и исходящей в соло контрабаса Дмитрия Денисова и ударных Олега Юданова. «Намеки» превращаются в почти разговор саксофонов. В «Призыве» саунд оказывается ближе всего к поединку, но скорее это заинтересованное, активное общение под накатистый драйв-свинг. В вещи «Птицы» отметим контрабас Денисова и кругловский бассет-горн. Финальный «Призыв» – самый активный трек, но он тоже не агрессивен.
Музыка «Птиц» – ладовый джаз с сильным влиянием авангарда, с то змеящимися, то ровно плещущими мелодическими линиями. Запись демонстрирует, что современные музыканты готовы оперировать и абстрактными знаниями, и гуманитарными категориями – говорить ярко и конкретно об отвлеченных вещах, почти философствовать в музыке.
Alexey Kruglov/Alexey Lapin/Jaak Sooaar/Oleg Yudanov
«Military Space» (2013)
free jazz 8/10
Leo Records
Вышедшая совсем недавно работа, на которой эстонский гитарист Яак Соояар демонстрирует взрывные импровизации. Его эксперименты с Кругловым, по которым Яак более всего известен в России, являли музыканта скорее сдержанного и вдумчивого – даже в процессе создания фантастических образов и импровизационных чудес. На «Military Space» же мы видим иной образ – причиной корректировки стал, казалось бы, бытовой случай: Круглов и Соояар опаздывали на концерт в Ярославле, на котором делалась запись, и первое отделение сыграл дуэт Олег Юданов (ударные) – Алесей Лапин (фортепиано). В антракте, когда музыканты собрались вместе, директор Джаз-Центра Игорь Гаврилов сделал замечание про «медленных эстонцев». Это пробудило в сдержанном прибалте целый ураган эмоций, которые он прямо тут же, выйдя на сцену, мстительно, но интеллигентно облек в форму гитарных безумств. Это и демонстрирует запись – остальные музыканты весьма охотно включились в игру по новым правилам. Такой – непривычный для российской сцены – прием «стимулирующего» продюсирования сделал альбом уникальным и для дискографии артистов, и для отечественной сцены.
При этом перед нами оказалась вполне концептуальная и программная работа, что для «свободной» музыки – особая стать и ответственность. Суммарный темперамент состава тут вылился в коллективный джем, напряженность которого отразилась и в названии релиза. Оно обозначает не просто борьбу технологий и интеллектов, но и настроение непокоя, поиска, стремления к постоянному расширению границ знания и умения. Фрагменты – «космические», фантазийные, музыкально агрессивные – звучат тут вполне уместно. В голове даже замаршировали мысли о том, что альбом подобен фри-джазовому саундтреку к авангардно снятым «Звездным войнам».
Александр В. ВОЛКОВ