Indro Hardjodikoro: Фьюжн из страны вечного лета
Январь 27, 2012
Владимир Импалер (1136 статей)
Поделиться

Indro Hardjodikoro: Фьюжн из страны вечного лета

ethnic,Foreign,fusion,Indro Hardjodikoro,Music Town,The Fingers,Москва Индро Харджодикоро, виднейший басист Индонезии, спустя всего полгода после своего первого приезда в Россию снова оказался в наших краях, и мы получили возможность услышать Индро еще раз — в расширенном составе и с удлиненной программой.

Тогда, в первый приезд, музыканты сыграли еще и в Петербурге на джазовом фестивале, который и пригласил их уже через полгода на свою зимнюю версию. Концерт же в Москве был, по сути, «проездом». Организаторами стали фонд АртБит и фестиваль FuzzionDay.
Концертная площадка «Music Town» — двухярусное и довольно вместительное помещение, правда, пространство перед сценой заставлено столиками, да и в целом чувствуется, что основной прицел взят на публику, которой хочется что-то пожевать под комфортный и респектабельный звуковой фон. В общем, меломанам там, мне кажется, не совсем комфортно, но, с другой стороны, главное всё-таки музыка! Да и благодаря доброму Араику Акопяну из FuzzionDay я получил браслетик с буквами VIP и мог бродить где угодно. Спасибо!

Публика (а пришло человек 200, что для почти не анонсированного концерта в воскресенье — просто отлично) делилась примерно пополам на московских индонезийцев, включая, как я понял, даже посла Индонезии, и московских меломанов и музыкантов, пришедших посмотреть на суперпрофи из-за океана. До концерта еще оставалось немного времени, я нашел менеджера группы по имени Муна Бунайяти (она же — супруга Индро, очень милая и доброжелательная барышня), подарил ей журнал с интервью и пожелал хорошего концерта. Она рассказала, что на сей раз группе удалось-таки заручиться поддержкой местных спонсоров. Индонезийские бизнесмены ждали, как пройдет первый визит Индро в Россию, и обещали поддержку, если всё окажется хорошо. Как видим, так и случилось.

В репортаже с летнего концерта я уже рассказывал о группе, ее составе и музыкальной программе, поэтому повторюсь вкратце. Индро Харджодикоро — басист-виртуоз, экс-участник этно-проговой команды Simak Dialog, а также педагог, грубо говоря, самый главный по бас-гитаре в Джакарте и в Индонезии в целом. А Индонезия, подумайте хорошенько, четвертая страна по населению в мире! Так что это еще вопрос, кто для кого — музыкальная экзотика.
The Fingers — нынешний проект Индро, где он играет этнический материал, но — во вполне европейских фьюжн-аранжировках. Особенность этой команды — в наличии двух бас-гитар (молодой Фаджар Ади Нугрохо — ученик Индро) и отсутствии гитар «обычных»; особенность зимнего концерта по сравнению с летним — в присутствии двух дополнительных участников состава. Это перкуссионист Аде Руканди, играющий на этническом инструменте кенданг, и певица Дира Суганди, о которой чуть позже. Также временно сменился ударник, но, думаю, у Индро под рукой всегда только суперпрофи, и даже этот совсем юный новичок не ударил в грязь лицом.

Сет-лист в целом был похож на «музэнерговский», разве что длиннее, перкуссия добавила этнического колорита, впрочем, несильно, а «Очи чёрные» в индонезийской версии наконец-то прозвучали с вокалом. Дира Суганди вообще стала звездой вечера — «леди в красном», одетая в индонезийский национальный наряд, и вместе с этим — настоящая джазовая дива, обладательница сильнейшего пронзительного голоса. Ей по силу и соул, и этнический материал. Самым ярким моментом была последняя перед бисом вещь, долгий протяженный инструментал на балийскую народную мелодию, где нашлось место и перкуссионному соло, и вокально-инструментальной перекличке, и вдохновенным «поливам» младшего из басистов, Фаджара. Что творил этот юный виртуоз, сказать словами невозможно — это было настоящее цирковое представление, которое тем интереснее смотреть, чем ближе оно происходит. А в клубе всё разворачивается прямо перед нашими глазами.

Правда, где-то к середине концерта я заметил, что слушатели потихоньку начинают уходить. Прежде всего это касалось музыкантов-профи: поглядев на «супермонстров» из далекой Индонезии, они убедились, что те и вправду круты, и, мысленно поставив галочку, пошли по домам. Есть опасения, что в своем «экспортном» варианте группа Индро Харджодикоро как бы села между двух стульев — она показывает своим соотечественникам стандарты западного фьюжна на основе своего народного репертуара, и делает это великолепно, но европейским ухом эта их народность, читай, экзотичность, практически не считывается. А уж «Очи черные», набившие оскомину во всех вариантах, воспринимаются не как экзотическая интерпретация, а скорее как пример непонимания, музыкального «испорченного телефона». Признаться, и я был бы очень рад, если бы сет-лист в большей степени состоял из более очевидных фольклорных тем, с более ярким национальным колоритом. Хотя, возможно, для них подобная идея была бы сродни идее ходить в лаптях и играть на балалайках «Дубинушку» — для нас…
Здесь подмывает пожюрить Индро и Ко. за «холодность» и «бездушность» их высокотехничного фьюжна, отсутствие эмоционального месседжа, но ничто не было бы дальше от истины, чем такие обвинения. С этим согласится каждый, кто был на концерте и видел, каким счастьем, неподдельной радостью от игры светятся музыканты на сцене. Нельзя черпать радость, переливая пустое в порожнее, не правда ли? Возможно, здесь кроется некое глубинное отличие в восприятии музыки у нас и у них — что-то похожее случалось чувствовать на концертах японцев. У нас — Идея и Чувство, у них — Игра и Ритуал. Радость не от самовыражения, а от идеально сделанной работы. Всё это, конечно, требует более серьезного осмысления, и если кто-то хочет добавить или поспорить — буду весьма благодарен.

А завершился концерт выходом на бис — длинным басово-клавишно-ударным джемом, названным просто «Drum’n’Bass». Сложилось чувство, что у The Fingers попросту кончился подготовленный материал, но если это и так, они это скрыли со всем возможным изяществом.

Владимир ИМПАЛЕР.
Фото автора.
Благодарим Араика Акопяна и фонд «АртБит» за аккредитацию.

Владимир Импалер

Владимир Импалер