Hartyga feat. Andrey Bardin «Fugue for steppe and organ» (2016)
Май 4, 2018
Александр В. Волков (185 статей)
Поделиться

Hartyga feat. Andrey Bardin «Fugue for steppe and organ» (2016)

Тувинская этно-рок группа «Хартыга» стала сенсацией, соединив горловое пение, рок и джаз со своим оригинальным звучанием. Тувинские рок-звёзды – Начын Чореве (хоомей, игил, дошпулуур); Найыс Дулуш (игил, дошпулур, темир-хомус); Сергек Сандык (кенгирге, перкуссия) — играют в симфоническом оркестре, Тува-джаз-бэнде и в Духовом оркестре правительства республики Тува. В позапрошлом году на «Союз Music» вышел и произвёл заметный резонанс их альбом «Агитатор», записанный с лидером группы «Ят-ха» Альбертом Кувезиным, получил он и отличную оценку в «ИнРоке» . Этот релиз многие считают дебютным, однако в его тени остался ещё один альбом, вышедший в том же 2016-м на московском лейбле Sketis Music, записанный вместе с органистом Красноярской краевой филармонии Андреем Бардиным.
Абсолютно естественным стилем для такого союза внезапно оказался психоделик-рок, воспоминание об эстетике 1960-х. Казалось бы, название «Фуга для степи с органом» обязывает, и именно тувинские музыканты должны олицетворять тут степь? Но самым «природным» оказывается как раз орган. Трубчатый монстр звучит как голос земли, прошлого, всего сущего. Душа вдруг летит, и всё тут, что с ней делать!.. Состояние какой-то всеобъемлющей, сногсшибательной психоделики прерывается неторопливым переплясом. «Ходи рука! Ходи нога!» – будто говорит себе слушатель.
Приседающий, приплясывающий шаманский танец, подзвученный низкими частотами и горловым пением, но с по-европейски построенными мелодиями, воспринимается как очень мужская, маскулинная и при этом образная и прогрессивная музыка. Как до этого прекрасного шага не догадались раньше, почему он не стал трендом и брендом? Орган и горловое пение просто созданы друг для друга, ведь они формируют противоположными – и эстетически, и технически – средствами родственную атмосферу. Появляется ощущение точного попадания в тему, в настроение при минимуме использованных средств.
Остальные инструменты на альбоме – народные, но они как ни в чём ни бывало формируют звучание рок-оркестра на грани странности и медитации. Запись вещей «Tulaa-Shynaa» и «Oske Cher» сделана «живьём» 19 марта 2016 года в Органном зале Красноярской филармонии. Это католический костел, построенный в 1911 году, с уникальным органом, насчитывающим более 2000 труб. На остальных номерах использован цифровой орган «Монарх» голландской фабрики «Йоханнус», звук которого может порой напомнить чуть ли не Кена Хенсли. И только степь и тувинские горловики никого не напоминают, они – уникальны.

InRock
8 из 10
Общее впечатление

ethno rock 8/10
Sketis Music

8

Рекомендовано к прослушиванию
Александр В. Волков

Александр В. Волков