Hartyga feat. Andrey Bardin «Fugue for steppe and organ» (2016)
Тувинская этно-рок группа «Хартыга» стала сенсацией, соединив горловое пение, рок и джаз со своим оригинальным звучанием. Тувинские рок-звёзды – Начын Чореве (хоомей, игил, дошпулуур); Найыс Дулуш (игил, дошпулур, темир-хомус); Сергек Сандык (кенгирге, перкуссия) — играют в симфоническом оркестре, Тува-джаз-бэнде и в Духовом оркестре правительства республики Тува. В позапрошлом году на «Союз Music» вышел и произвёл заметный резонанс их альбом «Агитатор», записанный с лидером группы «Ят-ха» Альбертом Кувезиным, получил он и отличную оценку в «ИнРоке» . Этот релиз многие считают дебютным, однако в его тени остался ещё один альбом, вышедший в том же 2016-м на московском лейбле Sketis Music, записанный вместе с органистом Красноярской краевой филармонии Андреем Бардиным.
Абсолютно естественным стилем для такого союза внезапно оказался психоделик-рок, воспоминание об эстетике 1960-х. Казалось бы, название «Фуга для степи с органом» обязывает, и именно тувинские музыканты должны олицетворять тут степь? Но самым «природным» оказывается как раз орган. Трубчатый монстр звучит как голос земли, прошлого, всего сущего. Душа вдруг летит, и всё тут, что с ней делать!.. Состояние какой-то всеобъемлющей, сногсшибательной психоделики прерывается неторопливым переплясом. «Ходи рука! Ходи нога!» – будто говорит себе слушатель.
Приседающий, приплясывающий шаманский танец, подзвученный низкими частотами и горловым пением, но с по-европейски построенными мелодиями, воспринимается как очень мужская, маскулинная и при этом образная и прогрессивная музыка. Как до этого прекрасного шага не догадались раньше, почему он не стал трендом и брендом? Орган и горловое пение просто созданы друг для друга, ведь они формируют противоположными – и эстетически, и технически – средствами родственную атмосферу. Появляется ощущение точного попадания в тему, в настроение при минимуме использованных средств.
Остальные инструменты на альбоме – народные, но они как ни в чём ни бывало формируют звучание рок-оркестра на грани странности и медитации. Запись вещей «Tulaa-Shynaa» и «Oske Cher» сделана «живьём» 19 марта 2016 года в Органном зале Красноярской филармонии. Это католический костел, построенный в 1911 году, с уникальным органом, насчитывающим более 2000 труб. На остальных номерах использован цифровой орган «Монарх» голландской фабрики «Йоханнус», звук которого может порой напомнить чуть ли не Кена Хенсли. И только степь и тувинские горловики никого не напоминают, они – уникальны.
ethno rock 8/10
Sketis Music