Hartyga «Amyrsanaa» (2018)
Очередной, третий по счёту полноформатник тувинской группы-сенсации стал первым без приписки «featuring» на обложке. Напомню, что первый альбом, выпущенный как Hartyga Project в 2016 году лейблом Sketis, стал коллаборацией с красноярским органистом Андреем Бардиным. В том же году на лейбле «Союз Music» вышел диск «Agitator», в записи которого участвовал легендарный Альберт Кувезин (Yat-Kha), один из альбомов года-2016 по версии редакции «ИнРока».
На третьем альбоме от «агитаторского» состава остались фронтмен Начын Чореве (горловое пение, лид-вокал, игил, дошпулуур), Найыс Дулуш (ударные, перкуссия, темир-хомус) и Сергек Сандык (саксофон). На басу в двух композициях сыграл Ангыр-оол Ондар, в остальных – Хулер Лопсан. Кувезина сменил «новобранец», гитарист Наиль Салчак. Записывал новое творение снова звукорежиссёр Шамиль Гайнетдинов в екатеринбургской студии «Octopus», мастеринг там же сделал Руслан Тагиров. И диск стал очередным шедевром.
Правда, выпущен он на сей раз не в России. Небольшой словацкий лейбл Hehvetia предложил группе гораздо более интересные условия, чем отечественные. Можно ли считать смену лейбла прорывом, сказать трудно, но давайте порадуемся за парней из Тувы, ведь выход за пределы страны – это факт очевидного признания. Кстати, Hartyga не раз выступали за рубежом и получали восторженные отзывы.
Что касается «Амырсанаа» – альбом назван в честь национального героя, реального исторического персонажа, жившего в XVII-XVIII веках, о котором сложено немало легенд. Он мог голыми руками взять раскалённую наковальню и положить её за пазуху. Известно немало о его противостоянии с китайскими богдыханами эпохи Цин. Например, о том, как богатырь уходил от засады, которая его поджидала в долине Убсу-Нура. Ночью герой заморозил озеро и ушел от преследования в Россию. На перевале он поставил деревянное изваяние «ыяш-кожээ» и поклялся вернуться, когда оно ещё не совсем сгниёт, и пока ледник не покроет всю Монгун-Тайгу. («Мөңгүн-Тайга», в переводе с тувинского «Серебряная гора», – горный массив в Туве, – прим. авт.) К сожалению, всех богатырских деяний Амырсаны в рецензии не перечислить. Кстати, его именем назвал свою группу тувинский бард Александр Саржат-оол, чьи композиции в аранжировке «Хартыги» вошли на диск «Agitator». Есть вещи его авторства и на новом альбоме.
Но давайте по порядку. Помнится, в 80-е годы один из музыкальных критиков назвал композицию «Деревня» группы «Аквариум» «постпинкфлойдовской». Если говорить о «постпинкфлойдизме» у «Хартыги», то его хватает в первой песне «Мой каргыраа» (каргыраа – один из стилей горлового пения, – прим. авт.), с фанковым куплетом и припевом, напоминающим строчку «Oooh, I need a dirty woman» из «Стены», только с тувинским акцентом. Эту вещь сочинили сами музыканты «Хартыги». Вторая же, «Красная звезда», написана Саржат-оолом и отсылает к эпохе «первого заката» хард-рока середины 70-х, с реверансами «Presence» Led Zeppelin и «Nobody’s Fool» Slade.
Затем следует блок переосмысленных народных песен. «Девушка из Тоджи» уводит в дебри психоделических изысков команд 60-х, только с поправкой на тувинский мелодизм. Пасторальный «Колхозник», наоборот, являет собой симбиоз фольклорности с советским духом, романтичным и напрочь лишённым «совковости». В треке «Шелка» влияния Pink Floyd соприкасаются с ирландскими мотивами The Pogues и надругательством над милитаристскими считалками в духе Madness. Почти 11-минутный «Плач сироты» («Orphan’s Lament») – объективный пик драматизма альбома. Песня погружает в транс, а следующий, заглавный трек просто добивает слушателя. И финальная, подобная колыбельной проникновенная композиция «Мой Межегей» не «вытаскивает», а наоборот – накрывает по полной. После чего хочется немного поразмышлять над услышанным и… через несколько минут врубить диск по новой!
epic progressive folk rock
Hevhetia