Haken “Virus” (2020)
Декабрь 22, 2020
Елена Савицкая (259 статей)
Поделиться

Haken “Virus” (2020)

Шестой альбом британской прог-метал-команды Haken с интригующим названием «Virus» был задуман, как утверждают сами музыканты, ещё до пандемии, по окончании предыдущего «Vector» (2018). Но как-то так совпало, что готов к изданию «Virus» оказался как раз в разгар локдаунов. Особенно ярко выстрелил клип на песню «Invasion», где показана колоссальная битва неведомых науке многоногих вирусоподобных существ (одно из них – на обложке), которые в конце концов оказываются лишь «пешками» в компьютерной игре. Впечатляет! А канареечно-жёлтый цвет обложки (по песне «Canary Yellow») воспринимается как цвет безумия, ведь основные темы альбома – сумасшествие, депрессия, угрозы жизни… Вспомним ещё один графический пример подобного рода – обложку «Three of a Perfect Pair» King Crimson, к которой Haken явно апеллируют. Но вот классический прог-рок тут (почти) не при чём. «Вектор» и «Вирус», братья, но не близнецы, демонстрируют возвращение к жёсткому прог/мат-металлическому звучанию, от которого коллектив несколько отошёл в позапредыдущем «Affinity» (2016). Не случайно микшировал оба последних релиза экс-басист американской прог/мат-метал-группы Periphery, мастер джента Адам Гетгуд. Альбомы выстраиваются в своеобразную дилогию, объединённую образно и музыкально.
С первых же пулемётных гитарно-барабанных очередей вступительной «Prosthetic» Haken захватывают внимание. Контрастирует с этим инструментальным «жесткачом» чистый, почти академический вокал Росса Дженнингса и неожиданные «готические» хоры. Захватывает та же «Invasion», начинающаяся низкочастотными электронными «зуммерами» и дёргаными, прерывистыми вокальными мотивами-словами, словно вырывающимися из уст героя «на грани». Нервная «Canary Yellow» – о жизни «пластиковых людей», однообразный ход которой, судя по клипу (ещё одна интересная видеоработа, несколько отсылающая к Стивену Уилсону), может быть прерван лишь катастрофой. Квазилирический хит «Carousel» запоминается широкой хоровой мелодией припева. Центральное место на альбоме занимает развёрнутая «Messiah Complex», состоящая из пяти подтреков. Тут британцы в более явном виде продолжают отдавать дань Dream Theater, влияния которых никогда не отрицали (а тур Haken с Майком Портным, в ходе которого они посетили и Россию, стал одним из крутейших прог-событий 2017 года). Впрочем, можно обнаружить и реверансы в сторону Gentle Giant (разбросанная по дорожкам партия вокала в «IV: The Sect»). А восьмибитные «глитчи», кое-где вставленные в металлическое звуковое полотно, опять же намекают на игры с цифровым разумом. В целом, на альбоме нет каких-то суперноваторских решений, но обвинять группу в повторяемости не хочется. Можно, конечно, сказать, что в «Векторе» было больше ярких тем и звуковых экспериментов (вспомним, например, «The Good Doctor», «Veil» или медленную «Host», открывавшуюся соло на фьюгельгорне). Однако «Virus» является достойным продолжением темы. Всё, о чём Haken говорят слушателю, звучит пугающе убедительно. И хотелось бы, чтобы их дальнейшие «прогнозы» не сбывались.

InRock
8 из 10
Общее впечатление

progressive metal
InsideOut Music

8

Рекомендовано к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая