Fish «A Feast Of Consequences» (2013)
prog rock 9/10
Chocolate Frog Records
Мы ждали этот альбом долго, очень долго… Впервые Фиш объявил, что начал подумывать о новом сольном альбоме еще в далеком 2009 году, и даже сообщил название будущей работы – «A Feast of Consequences». Позднее он опубликовал и названия некоторых песен.
Но затем на певца посыпались одна неприятность за другой. Фиш развелся с женой, несколько раз откладывал запись диска в пользу небольших турне для «поддержания штанов», неоднократно терял голос, лечился, перенес ряд операций. В поисках вдохновения успел побывать на Кубе и в Сомали, съездил во Францию, где посетил места сражения на реке Сомме. Для Фиша это была дань памяти деду, который в Первую мировую войну участвовал в битве в составе восьмого королевского шотландского полка.
Наконец, когда альбом уже был записан, последовала еще одна задержка. Обложка – вновь прекрасное произведение искусства кисти Марка Уилкинсона! – оказалась напечатана на некачественной бумаге, и, увидев результат, Фиш и Уилкинсон вынуждены были менять типографию. Всем, кто заказывал делюкс-вариант заранее, в утешение отправили материал в цифровом-лосслесс формате. Вот такая драматичная предыстория у альбома.
Впрочем, поклонники Фиша, следящие за его творчеством, уже привыкли, что просто и легко не бывает. Доказательство тому – вся сольная карьера Дерека Уильяма Дика. Но вот свежий диск перед нами, и можно поделиться впечатлениями, как говорится, «по горячим следам».
Сразу оговорюсь, что если меня что и расстраивало в последних опусах Фиша, так это отсутствие сверхэмоционального фишевского пения и его фирменной декламации, помноженных на удачные, яркие мелодии. В основном Фиш если и пел, то немного, натужно и неестественно, а чаще как-то предсказуемо проговаривал свои стихи под предельно деликатный и обезличенный аккомпанемент. В целом это слушалось вполне приемлемо и не без интереса, но бурю эмоций в душе, в отличие от ранних его записей, не вызывало.
Зная о проблемах певца с голосом, трудно было ожидать от последнего альбома чуда, но оно произошло. Очевидно, Фиш наконец научился использовать голос согласно теперешнему состоянию своих связок, да и в студии, как я подозреваю, вокал писался многочисленными дублями и после «нарезался» из более удачных моментов. В данной ситуации – ход вынужденный, но оправданный, тем более что результат – выше всяких похвал! На «A Feast Of Consequences» мы слышим Фиша таким, как помним, любим и знаем его по «Raingods With Zippos» или «Sunsets On Empire», пусть и с поправкой на сегодняшний возраст музыканта.
Нельзя также не отметить, что «A Feast Of Consequences» при всём его драйве полон нюансов. Их создают партии акустической гитары, струнных и духовых. Засилья тяжелых риффов, вкупе с обилием давящих синтезаторов, как на «13th Star» (предыдущем альбоме дядюшки Дерека), здесь нет, и это хорошо.
Стартует диск с эффектной десятиминутной «Perfume River», которая медленно, но верно заманивает нас в темные воды «A Feast Of Consequences». Песня, в которой Фиш сплетает воедино чувства безымянного бойца неназванной войны с личным мироощущением, разворачивается перед слушателем неспешно: сначала звучит одинокая волынка, потом ей на смену приходит деликатная акустика и знакомый голос Фиша, который гипнотизирует вас своим неповторимым тембром. Оторваться невозможно! В середине динамика усиливается, но завершается песня долгими и протяжными клавишными волнами, которые, словно вода на берегу, накатывают на слушателя и отступают обратно, в темную гладь «Perfume River».
Наследуя структуру построения песен альбома «Vigil In A Wilderness Of Mirrors», вторым номером на свежем альбоме звучит энергичный роковый «боевичок» «All Loved Up», музыкально – прямой наследник «Big Wedge» (в центре повествования – тема ненатуральности звезд а ля «Икс-фактор» и сатира на вскормленное Facebook поколение, живущее искусственной жизнью). Ему на смену приходит акустическая баллада «Blind To The Beautiful», в которой Фиш поет о том, что «потерял веру в чудеса», а «звезды падают, прах к праху, пепел к пеплу». В комментариях певец уточняет, что пытался уйти в стихах от проблем в отношениях с реальной женщиной, поэтому экстраполировал всё на уровень планеты и матери-природы.
Четвертым треком звучит песня, давшая название всему альбому – «A Feast Of Consequences». Это очень динамичный акустический трек, припев которого запоминается влёт, и «виной» тому язвительный тон Фиша, вновь повествующего о разрушенных отношениях. В целом, можно констатировать, что эти три трека образуют на альбоме блок «легких» песен, которые прекрасно разряжают атмосферу после медитативой «Perfume River» и подготавливают слушателя к еще одному долгому путешествию, на этот раз – по страницам Первой мировой войны.
«The High Wood» – пятичастная сюита из отдельных треков (включая также «Crucifix Corner», «The Gathering», «Thistle Alley» и «The Leaving»), которые, тем не менее, помимо общей системы реприз, объединены и тематически – размышлениями Фиша обо всех ужасах, безумствах и геройстве того времени. Эмоциональный вокал, тонкие и образные стихи, удивительно точно оттененные музыкой…
«The Other Side Of Me» – своеобразный эпилог альбома, очень личная и откровенная песня Фиша о самом себе или о его понимании того, как он воспринимается окружающими со стороны. Пойди пойми всю многослойность лирики такого матерого «жонглера образами», как Фиш! При всём своеобразии, песня эта вполне жизнеутверждающая и оставляющая после себя ощущение светлой грусти.
Но это еще не конец! Финальная «The Great Unravelling» поначалу кажется здесь лишней. Мрачная вещь с – напротив – жизнеутверждающим текстом, который повествует о том, что все мы бессмертны и продолжаем жить в ДНК наших потомков. Но со второго-третьего прослушивания понимаешь, что это – своеобразное послесловие Фиша. Возможность поставить не точку, но многоточие.
Что в итоге? Однозначно, результат стоил столь долгих ожиданий – настолько яркого, цельного и интересного альбома Фиш не выпускал со времен «Raingods With Zippos» или даже «Sunsets On Empire». Можно даже провести параллели и с великолепным дебютником «Vigil In A Wilderness Of Mirrors». А вот сопоставимы ли они по значимости – сейчас говорить пока рано. Время всех рассудит…
Опубликовано в журнале «InRock» №62