Enine «Spiritus Natura» (2021)
Декабрь 7, 2021
Елена Савицкая (257 статей)
Поделиться

Enine «Spiritus Natura» (2021)

Второй полноформатный альбом группы Enine из города Владимира вышел на чилийском прог-роковом лейбле Mylodon Records – повод порадоваться тому, что наши земляки пополняют ряды мировой прог-общественности. Команда довольно далеко ушла от «саундтрекового» арт-рока дебютника «The Great Silent» (2018, ArtBeat Music), посвящённого классике немого кино. Теперь ребята сфокусировались именно на этнической составляющей своей музыки, что даже позволило им дать ей полушутливо-полусерьёзное определение «шаман-прог». Действительно, один из основателей группы Владимир Косыгин – родом с Камчатки, он владеет горловым пением и с виду почти настоящий шаман, а само название группы, по легенде, дано в честь камчатской реки Инайн, что в переводе с корякского означает «туман» (правда, найти её на яндекс-картах не удалось, нужны, вероятно, бумажные…). Другие музыканты – гитарист Владимир Михайлов, клавишник Илья Фролов, басист Владимир Никонов, барабанщики Александр Дятлов и Юрий Гройсер, перкуссионистка Дарья Нигавора – этническую тему подхватили и продолжили. Стилистика выдерживается даже в сценическом облике – костюмы из кожи меха, раскраска лиц, шаманский бубен… Сама музыка – почти чисто инструментальная – тоже как бы выросла из легенд и сказаний – то о том, как поссорились ворон Сохолылан и Солнце, то о водных духах или трёх дорогах, из которых лишь одна ведёт к реке. Альбом из девяти треков представляет собой единое музыкальное полотно. Общая композиционная доминанта – цикличность, гипнотичность, своеобразный структурный минимализм. Многое основано на повторах и варьировании кратких мелодических и ритмических формул, их звуковом расцвечивании, что вызывает ассоциации не с классическим прогрессивом, а скорее спейс-роком в духе Ozric Tentacles или, в некоторых моментах, «поздними» King Crimson. А для создания особого «шаманского» настроения в звуковую партитуру введены афробарабаны дундуны, джембе и прочая перкуссия, варган, горловое и «криковое» пение, разнообразные (от «ударных» до космических) тембры гитар и клавишных; многие темы основаны на обыгрывании пентатоники – одного из самых древних ладов. Ещё одна отличительная особенность альбома – большое количество гостей из дружественных групп – Bosphorus Night, Roz Vitalis, Triptones, Vespero и других. Почти в каждом треке есть приглашённый участник, а то и несколько. Это позволяет создать атмосферу единения музыкантов нашей прог-сферы, которые часто общаются и на концертах, фестивалях, и просто по-товарищески.
Начинаясь гитарно-клавишным саундскейпом «Spiritus Natura (Beauty of Wisdom)», альбом продолжается довольно энергичной «Kanda (Power of Being)»,тоже посвящённой реке – но в Мурманской области. Загадочная «Enine (Shaman’s Dream)» завораживает монотонным ритмом, экспрессивными дуэтными вокализами Косыгин и Александра Захарова (экс- Bosphorus Night), а медленная «Ayvel (The Course of Water Spirit)» с её довольно мелодичной гитарной темой как раз ближе классической психоделике в духе «зрелого» Pink Floyd. После сумрачной зарисовки «There are Three Ways (But Only One Road to the River)» с тягучим «электросмычковым» соло Александра Кузовлева (Vespero) следуют два кульминационных, и, на мой взгляд, лучших трека альбома. В «Between Two Worlds (Light and Shadow)» действительно происходят постоянные колебания, даже борьба между светом и тенью. Начинаясь очень просветлённо, легко, с «покалывающих» зацикленных пиццикато гитары и пентатонического соло муга, в которые вплетается «небесный» вокализ Анастасии Михайловой (юной певицы, дочери Владимира Михайлова), музыка постепенно «затемняется», мрачнеет, и вот уже низкочастотный хоомей Начына Чореве из тувинской группы «Хартыга» на фоне жёстких аккордов всей группы продирает до печёнок. Сюда же наслаивается гитарное соло испанского маэстро Анхеля Онтальвы. Похоже, схватка была суровой… Однако следующая «Lost Seabird (Song of Hope)» с переборами акустической гитары звучит умиротворённо и обнадёживающе, и новый вокализ Насти в унисон с флейтой (тонкий приём, позволяющий подчеркнуть воздушность персонажа), а затем переходящие от флейты к мугу и к гитаре воспаряющие темы не оставляют сомнений в счастливой развязке. Окончание альбома – языческо-танцевальная «Die Somnium (Lazy Spring)» и саундскейп «Forgotten Trail (I Don’t Think I’ll Be Back Here Again)». Конечно, иногда кажется, что музыке не хватает именно развития, и повторность, «квадратная» выверенность некоторых элементов, а также пентатоническая «простота» отдельных тем создают ощущение излишней зацикленности (это, впрочем, успешно преодолевается в «Between Two Worlds» и «Lost Seabird»). Но такова, вероятно, особенность шаман-прога и она является частью общей концепции. Работа над альбомом велась долго. Записывался он в Studio Medium во Владимире, микшированием занимался Александр Кузовлев из Vespero, а финальной стадией стал мастеринг в шведской студии Refined Sounding. Всё вместе дало хороший результат в плане звучания. И отдельно стоит похвалить обложку авторства Зои Поповой – эти милые монстры (или духи природы) очень поднимают настроение.

InRock
8 из 10
Общее впечатление

ethno rock / ethno prog / space rock 8/10
Mylodon Records

8

Рекомендовано к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая