Другое дело «Проба электричества» (LP, 2016), «Один на один» (EP, 2016)
«Проба электричества» – третий полнометражный альбом воронежской рок-группы «Другое дело», музыканты которой также известны по инструментальному авант-прог-проекту Happy55. Но в «Другом деле» они играют совсем иную музыку – русскоязычный инди-рок, пусть и довольно хитро устроенный. Лидер обоих формаций Ярослав Борисов – не только превосходный пианист и композитор, но и отличный вокалист, гитарист, поэт – именно последние три ипостаси представлены в «Другом деле». «Проба электричества» (чьи демо-версии появились в интернете уже год назад) – альбом не экспериментальный, а зрелый и выверенный. Однако даже тех, кто уже знаком с творчеством «ДД», может ожидать лёгкий шок: звучание стало более электронным, синтетическим. Радикальный техно-грув в «Крекере», душераздирающий зуммер в начале композиции «Зарядное У»… Не случайно в составе (как, впрочем, и в Happy55) появился музыкант-электронщик Никита Бондаренко! В музыке даже больше, чем раньше, чувствуется perpetuum mobile – непрерывный грув, создаваемый закольцованными ритмическими паттернами и постоянным взаимодействием всех инструментов. Слушать эту музыку сидя, без движения совершенно невозможно. Видимо, поэтому «Другое дело» всё чаще приглашают на танцевальные вечеринки, а сам коллектив стал именовать себя «транк-группой».
Впрочем, никуда не делся мелодизм, который роднит «Другое дело» с творчеством отечественных композиторов (и не только песенников). В том же «Крекере» на фоне низко бубнящего синти-баса голос вдруг запевает что-то смутно знакомое, слегка унылое и манящее – не «Вижу чудное приволье…» ль вдохновило авторов? В медленно-грустной «Кому надо» тоже вдруг встаёт образ русского поля – не потому ли, что ниспадающие окончания фраз в припеве напоминают народные песни, а кларнет звучит почти как рожок? Впрочем, главный хит альбома – «Пьедестал», достойный высших строк в чартах – оптимистичный танцевальный боевик, неожиданно заканчивающийся почти хэви-металлическим риффом. «Зарядное У» – тоже песня с подвывертом. Вместо куплетов и припевов – непрерывное нагнетание на фоне зуммов и «странных гармоний», вводящих в ступор и прогеров, и рейверов. А поверх этого – экстатический речитатив, переходящий в финальный выкрик как утверждение некой идеи. Вторая часть альбома – более лёгкая, приглушённо-синтезаторная. Кажется, звук здесь слегка прибран, чтобы не пугать любителей поп-музыки и АОРа. Сама «Проба электричества» – эдакое неодиско с порхающими эмбиентными клавишными, далее – романтичные «Новые дни», размеренный «Газ» с неожиданными диссонансами в вокальной линии… Второй пласт, в который «вчитываешься» уже после музыки – тексты. Тут вам и интеллигентский юмор, и поэтические кунштюки. Смысл то ускользает, то материализуется. Намёки на Маршака чередуются с квазицитатами из… Ленина, детские считалки – с глубокомысленными сентенциями и изысканными образами а-ля Серебряный век. Всё это подаётся с немыслимой серьёзностью и романтическим сплином.
Альбому немного не хватает мощной точки – ею стал выпущенный «вдогонку» четырёхпесенный маски-сингл. Впрочем, тут всё же заметна некоторая эволюция: EP звучит с большим акцентом на гитарный саунд, и как-то более нервно, экзальтированно. Возможно, потому, что объединяющей темой стал Восток («красный круг на белой простыне» – это про японский флаг, надо думать). Композиция «Один на один» – почти что истерика, выплеск эмоций, голос, срывающийся на крик, гитарное мочилово, противостояние и отрицание. Главный хит – энергичный гитарно-драйвовый «Гепард» – слегка напоминает King Crimson 80-х, когда те находились под сильным влиянием азиатской музыки. Впрочем, и здесь есть место характерной распевности и среднерусской тоске: последняя «Ничего не надо» – хрупкая печальная баллада с нотками из… «Эй, ухнем». Можно было бы объединить оба релиза в один полновесный альбом. Но авторы решили так не делать, выпустив два диска, каждый со своим самодельным оформлением. И продолжают «бить снарядом, резать звукорядом», глаголом жечь сердца людей. Можно провести множество аналогий – с «Вежливым отказом», «Аукцыоном», «Альянсом». И «Другое дело», продолжая лучшие традиции русского рока, высоко несёт своё слегка безумное знамя над головой.
indie/ avant rock 8/10
self-release
Рецензия опубликована в #76