Другое дело «Проба электричества» (LP, 2016), «Один на один» (EP, 2016)
Сентябрь 14, 2016
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Другое дело «Проба электричества» (LP, 2016), «Один на один» (EP, 2016)

«Проба электричества» – третий полнометражный альбом воронежской рок-группы «Другое дело», музыканты которой также известны по инструментальному авант-прог-проекту Happy55. Но в «Другом деле» они играют совсем иную музыку – русскоязычный инди-рок, пусть и довольно хитро устроенный. Лидер обоих формаций Ярослав Борисов – не только превосходный пианист и композитор, но и отличный вокалист, гитарист, поэт – именно последние три ипостаси представлены в «Другом деле». «Проба электричества» (чьи демо-версии появились в интернете уже год назад) – альбом не экспериментальный, а зрелый и выверенный. Однако даже тех, кто уже знаком с творчеством «ДД», может ожидать лёгкий шок: звучание стало более электронным, синтетическим. Радикальный техно-грув в «Крекере», душераздирающий зуммер в начале композиции «Зарядное У»… Не случайно в составе (как, впрочем, и в Happy55) появился музыкант-электронщик Никита Бондаренко! В музыке даже больше, чем раньше, чувствуется perpetuum mobile – непрерывный грув, создаваемый закольцованными ритмическими паттернами и постоянным взаимодействием всех инструментов. Слушать эту музыку сидя, без движения совершенно невозможно. Видимо, поэтому «Другое дело» всё чаще приглашают на танцевальные вечеринки, а сам коллектив стал именовать себя «транк-группой».
Впрочем, никуда не делся мелодизм, который роднит «Другое дело» с творчеством отечественных композиторов (и не только песенников). В том же «Крекере» на фоне низко бубнящего синти-баса голос вдруг запевает что-то смутно знакомое, слегка унылое и манящее – не «Вижу чудное приволье…» ль вдохновило авторов? В медленно-грустной «Кому надо» тоже вдруг встаёт образ русского поля – не потому ли, что ниспадающие окончания фраз в припеве напоминают народные песни, а кларнет звучит почти как рожок? Впрочем, главный хит альбома – «Пьедестал», достойный высших строк в чартах – оптимистичный танцевальный боевик, неожиданно заканчивающийся почти хэви-металлическим риффом. «Зарядное У» – тоже песня с подвывертом. Вместо куплетов и припевов – непрерывное нагнетание на фоне зуммов и «странных гармоний», вводящих в ступор и прогеров, и рейверов. А поверх этого – экстатический речитатив, переходящий в финальный выкрик как утверждение некой идеи. Вторая часть альбома – более лёгкая, приглушённо-синтезаторная. Кажется, звук здесь слегка прибран, чтобы не пугать любителей поп-музыки и АОРа. Сама «Проба электричества» – эдакое неодиско с порхающими эмбиентными клавишными, далее – романтичные «Новые дни», размеренный «Газ» с неожиданными диссонансами в вокальной линии… Второй пласт, в который «вчитываешься» уже после музыки – тексты. Тут вам и интеллигентский юмор, и поэтические кунштюки. Смысл то ускользает, то материализуется. Намёки на Маршака чередуются с квазицитатами из… Ленина, детские считалки – с глубокомысленными сентенциями и изысканными образами а-ля Серебряный век. Всё это подаётся с немыслимой серьёзностью и романтическим сплином.
Альбому немного не хватает мощной точки – ею стал выпущенный «вдогонку» четырёхпесенный маски-сингл. Впрочем, тут всё же заметна некоторая эволюция: EP звучит с большим акцентом на гитарный саунд, и как-то более нервно, экзальтированно. Возможно, потому, что объединяющей темой стал Восток («красный круг на белой простыне» – это про японский флаг, надо думать). Композиция «Один на один» – почти что истерика, выплеск эмоций, голос, срывающийся на крик, гитарное мочилово, противостояние и отрицание. Главный хит – энергичный гитарно-драйвовый «Гепард» – слегка напоминает King Crimson 80-х, когда те находились под сильным влиянием азиатской музыки. Впрочем, и здесь есть место характерной распевности и среднерусской тоске: последняя «Ничего не надо» – хрупкая печальная баллада с нотками из… «Эй, ухнем». Можно было бы объединить оба релиза в один полновесный альбом. Но авторы решили так не делать, выпустив два диска, каждый со своим самодельным оформлением. И продолжают «бить снарядом, резать звукорядом», глаголом жечь сердца людей. Можно провести множество аналогий – с «Вежливым отказом», «Аукцыоном», «Альянсом». И «Другое дело», продолжая лучшие традиции русского рока, высоко несёт своё слегка безумное знамя над головой.

Рейтинг InRock
8 из 10
Общее впечатление

indie/ avant rock 8/10
self-release
Рецензия опубликована в #76

8

Рекомендовано к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая