Die Apokalyptischen Reiter “The Divine Horsemen” (2 CD, 2021)
Вышедший ещё летом одиннадцатый CD «Всадников Апокалипсиса» не пнул в своей оценке только ленивый – слишком уж неожиданный материал выдали «Райтеры». Необычный, нестандартный, непонятный, непохожий их предыдущие релизы, не оправдавший чаяний и надежд. Ну, а что вы хотите?.. Эти немецкие кавалеристы в своём творчестве всегда ставили Его величество Эксперимент во главу угла – вспомните их шок-дебют “Soft & Stronger” (1997), где эти селекционеры намешали из всех метал-стилей чудовищное, но нереально эффектное и действительно очень интересное и оригинальное варево. И поэтому мне вот эти «фу-фу-фу» не очень понятны… Да, постарели-заматерели, да, стали мягче, доступнее, человечнее – ну а тягу к творческому хулиганству, к тому, «а что будет, если попробовать сделать так?», куда девать? Ей никакие годы, мажорный лейбл или репутация не помеха. Вот шило проснулось в одном известном месте – и появился двухдисковый мутант непонятного, на первый взгляд, цвета, пола, размера и назначения. Как гласит сопроводительный инфоблок, сей альбом был записан в процессе двухдневного джема – то есть, вот так, без предварительной подготовки и репетиций мужики закрылись в студии и прямо по-живому генерировали контент для своего нового альбома! Всё это дело заботливо фиксировалось – получилось более восьми (!) часов записей, из которых «Всадники Апокалипсиса» вычленили вот эти вот 15 песен общей продолжительностью чуть менее полутора часов (зачем-то, правда, разнеся композиции на два отдельных диска, зато снабдив издание толстенным буклетом с красочными абстрактными иллюстрациями к каждой песне и цитатами разных писателей, мыслителей и философов). Говорить в данном случае о каких-то стилистических границах достаточно сложно: если попробовать описать “The Divine Horsemen” в двух словах, то это будет что-то типа шаманского металла – с неожиданно грубым, сырым саундом и отчётливым привкусом индийских благовоний. Гипнотическая, вгоняющая в транс ритмика сменяется шквальным забоем, герр Фухс при поддержке захлёбывающихся стрёкотом ударных изрыгает в микрофон нечленораздельные мантры, затем стремительная вспышка гасится новым приступом стреднетемповой пульсации… носители этой беспокойной непредсказуемости в лице “Tiki”, “Amma Guru”, “Salus”, “Ymir” или “Nachtblume” – к вашим услугам. Вдоволь набесившись, вакханалия успокаивается и затихает – и из агрессивной среды проступают умиротворяющие инструментальные зарисовки типа “Inka”, “Simbi-Makya” и отчасти “Duir” с “Uelewa”: гулкий отстук барабанов, тревожное гудение струнных, атмосфера… где-то на периферии изредка хрипло шепчет и вскрикивает Фухс, но сконцентрированное на музыке сознание игнорирует его участие. Есть на альбоме и более доступные для понимания, без излишней агрессии, но хранящие в себе дух древних ритуалов вещи типа «Wa He Gu Ru” или “Eg On Kar”. Вообще, “The Divine Horsemen” действительно воспринимается как импровизация, как джем, в котором сложно угадать, как будет развиваться та или иная партия и куда через минуту зарулит в своих изысканиях наш апокалиптический эскадрон – и такой подход вызывает неподдельный интерес. Тут, на самом деле, всё просто – в оценке этого альбома, – особенно для тех, кто слушает DAR с самого начала их карьеры и понимает тот базис, на котором строилось творчество «Райтеров». Ты либо принимаешь очередной виток их развития, входишь в резонанс со всеми этими брутальными этническими индуистскими камланиями – либо, если в приоритете всегда были их более мягкие, более предсказуемые и форматные работы типа “Licht”, “Moral & Wahnsinn” или “Tief.Tiefer”, просто ждёшь следующего альбома, не размениваясь на оскорбительные эпитеты в адрес DAR-2021. На вкус и цвет, – но “The Divine Horsemen” имеет место быть. Ибо помните – свобода самовыражения превыше всего.
Алексей Арбузов
ethno metal 7/10
Nuclear Blast/"Союз Music"