David Sylvian & Holger Czukay «Plight & Premonition» / «Flux & Mutability» (1988/1989/2018)
Эти записи просто потребовали выразить своё отношение к ним в виде слов. Почему? Ну, хотя бы потому, уважаемый читатель, чтобы ты на время отложил все свои дела, под благовидным предлогом уединился и посвятил своё время этим двум альбомам. При этом совсем необязательно отрешиться от всего и внимать лишь тому, что звучит из колонок. Можно, к примеру, заняться домашними делами – музыка не ускользнет, уж поверь мне. Да и музыка ли это? Скорее, уместнее говорить о некой субстанции, которая проникает, обволакивает и становится неотъемлемой частью окружающей действительности…
В своих воспоминаниях о первом опыте работе с Хольгером Шукаем Дэвид Сильвиан пишет, что впервые попав в студию Can в Кёльне, он просто бродил по этому странному большому залу, стены которого от пола до потолка были покрыты матрасами, и брал в руки попадавшиеся ему на глаза инструменты. Впав в транс, Дэвид не сразу понял, что Хольгер записывает все звуки и фрагменты мелодий, которые ему удается извлечь из фисгармонии, рояля… Так начал рождаться первый совместный альбом Сильвиана и Шукая «Plight & Premonition». Дэвид также вспоминает, что Хольгер каждый раз прерывал его в тот момент, когда чувствовал, что музыкант начинал «сочинять», желая зафиксировать лишь процесс, но никак не результат.
Музыканты импровизировали всю ночь, потом – еще одну. И результатом этого, после отшлифовки записанного материала Хольгером, стала музыка, словно созданная призраками самих инструментов. Неопределённая, двусмысленная, притягательная…
Работу над следующим альбомом, «Flux & Mutability», Сильвиан называет уже именно сочинительством. Но, если слушать подряд, диск воспринимается как логичное продолжение «Plight & Premonition». Да, добавилась перкуссия, стало больше гитары, и всё же эта пара – два альбома, два продолжительных трека в каждом – в каком-то смысле является «двойной дилогией». Работой цельной и неделимой. Тогда, в конце 80-х, эти диски вышли с разницей в год. Переиздание 2018 года исправляет это «недоразумение» и дарит нам возможность насладиться результатом сотрудничества двух великих музыкантов во всей полноте.
Рецензия опубликована в InRock #85
krautrock/experimental 10/10
Groenland Records