Compassionizer «An Ambassador In Bonds» (2021)
Декабрь 17, 2021
Елена Савицкая (261 статей)
Поделиться

Compassionizer «An Ambassador In Bonds» (2021)

Международный инструментальный проект Compassionizer создан в 2020 году тремя участниками — петербуржцами Иваном Розмаинским (клавишные инструменты), Леонидом Переваловым (бас-кларнет, кларнет) и музыкантом из Германии Сергеем Любченко (гитары, рубаб, дойра, барабаны). Автором концепции и музыки стал Иван Розмаинский, хорошо известный по группе Roz Vitalis (которая в тот момент была «на карантине»), однако в сочетании со вкладом других музыкантов его творческое мышление раскрылось по-новому. Музыка вышедшего в том же году дебютника Compassionizer «Caress of Compassion», с одной стороны, напоминала о ранних альбомах Roz Vitalis, с другой — появились тембровые краски восточных струнных и перкуссионных инструментов, а фрагменты достаточно «жёсткого» авант-прога сочетались с мелодичностью и мягкостью звучания, во многом обусловленной камерностью самого состава (без баса и ударной установки). В 2021 году трио стало квинтетом: в состав пришли таинственный музыкант под псевдонимом Bayun the Cat (на самом деле это киевский one man project Дмитрий Постовалов), ответственный за синтибас, ковбелл и марокканский перкуссионный инструмент тбилат, а также кларнетист Андрей Стефинов. Больше кларнетов, хороших и разных! Этот культовый для авант-прога инструмент представлен здесь в разных модификациях, и особенно обилие бас-кларнетовых тем должно быть бальзамом на уши любителей этого направления. Ну а синтибас «Кота Баюна» значительно добавил саунду плотности; его необычные, порой весьма «блуждающие» линии внесли в определённые фрагменты джазовый характер. Из новых красок обращает на себя внимание клавесин (вполне реальный), записанный Иваном Розмаинским. Его хрупкое звучание вносит ноту воспоминаний о далёких, ушедших временах. С клавесина, в том числе, начинается альбом; он же звучит в начале финального трека, как своеобразная тембровая реприза. В записи в качестве приглашённого музыканта участвовал также Олег Прилуцкий (труба). Сведением и мастерингом записей, сделанных в основном на домашних студиях, занимался Анатолий Никулин. Ему принадлежит значительная доля в общем успехе проекта, ведь звучание получилось очень качественным, прозрачным и отражающим идею альбома.

В целом «An Ambassador In Bonds» предстаёт как весьма серьёзная и глубокая работа, в которой идеи, заложенные в первом альбоме, развиваются и доводятся до практически совершенной формы. Здесь композиционная продуманность и структурированность сочетается с постоянно ощущаемым движением музыкальной мысли, которое захватывает и заставляет следить за всеми поворотами и перепадами. Более того, применённые здесь приёмы вполне сопоставимы с техниками академического авангарда (серийность, алеаторика, пуантилизм и т.д.). Но эта просчитанность не лежит на поверхности и выявляется, только если специально углубиться в то, как «сделан» тот или иной трек (тут рецензенту помогло общение с основным композитором – Иваном Розмаинским, посвятившим автора в свой творческий метод). Модификации основного лейтмотива проходят через весь альбом, и, прослушав его несколько раз, понимаешь, что все темы взаимосвязаны. Интересна и широта стилистических и выразительных средств. Конечно, как и в первом альбоме, есть и «колючая» авангардность, и мелодизм, и отсылки к world music, психоделии, есть атмосферность и кинематографичность. Есть даже «остаток» от тематизма первого альбома — светло и лирично звучащий вариант лейтмотива «Caress of Compassion, part 4» (вспоминается кримзоновский «Larks’ Tongues In Aspic», части которого тоже путешествовали из альбома в альбом…). В целом же настрой альбома, пожалуй, более тревожный и мрачный, чем у дебютной работы. От самого начала к финалу — линия не «от мрака к свету», а к некоему «знаку вопроса»… Не случайно идея «посла в узах», как поясняют музыканты, это метафора человека, чьё служение творчеству постоянно сталкивается с преодолением препятствий.

Первый трек «Follow After Meekness» — пролог ко всему альбому, задумчиво-философская композиция. Уже здесь формируется основной лейтмотив альбома – но не сразу, а постепенно, к третьему проведению клавесинного ритурнеля. Тема на фоне разложенных аккордов на фоне нисходящего синтибаса звучит сдержанно и сурово, в ней есть нечто от старинного танца пассакалии. Клавесинные проигрыши чередуются с темой у синтезатора, более оживлённой и лиричной, с секундовыми интонациями. Она, правда, тоже устроена непросто: с каждым проведением к теме прибавляется по одной нотке, так что она последовательно звучит в размерах 13/8, 14/8 и 15/8, изящно удлиняясь и не теряя лиричности. «Different Sides of Ascension» отличается изящно-танцевальным характером, пуантилистическая вязь духовых может напомнить о Gentle Giant. «The Man That Sitteth Not in the Seat of the Scornful» — психоделическая «песня без слов» почти что с поп-мелодией. Основной лейтмотив обозначен в пятом треке — «An Ambassador In Bonds, part 1» возникает как бы из небытия, из шумов то ли вокзала, то ли радиоэфира, и задумчивая тема у кларнета внезапно перебивается электрогитарой а-ля Фрипп и змеящимися мотивами бас-кларнета, так же растворяясь затем в перестуке колёс поезда… Следующая сразу за ним часть вторая — лейтмотив в «чистом» виде, почти вагнеровский хорал духовых (три партии кларнета, три партии бас-кларнета, три партии трубы), строгий и наполненный духовной силой гимн. В прозрачной зарисовке «I Am Sitting on the Pier» есть некий «ретро»-оттенок — возможно, из-за старомодных электронных тембров, здесь использованных, а может быть, из-за бренчаще-звенящей перкуссии. Это один из лучших треков альбома, очень тонкий и атмосферный. Как поясняет Розмаинский, отголосок лейтмотива есть и здесь, «но это не сильно заметно, и вот почему: ноты лейтмотива сыграны в обратном порядке, а затем пущены задом наперёд, то есть «пропущены через реверс»» (попробуйте послушать, вооружившись этим знанием, самую концовку трека, и услышите). Отметим, что этот трек написан по мотивам стихов молодой питерской поэтессы Марии Леонтьевой, как и некоторые композиции из первого альбома. «Hard-Won Humility» с его четырёхнотными мотивами напоминает о баховских «темах креста», но дальнейший «уход в Восток» и драматичное развитие сильно сгущают краски. «An Ambassador In Bonds, part 3» (предпоследний трек) у кларнета-соло незаметно «втягивает» в себя клезмерские мотивы, впрочем, лишь как намёк — и вновь растворение, то ли в криках чаек, то ли в небытии. Последний — и самый длинный, 13 минут — трек «Bear Ye One Another’S Burdens» вновь открывается угловатой темой у клавесина, которая затем повторяется во множестве вариантов, как рефрен. Она то звучит сурово и непреклонно у духовых, как напоминание о чем-то важном и вечном, то приобретает вальсообразный характер. Обращает на себя внимание пуантилистический подход к фактуре: низкие ноты рояля перекликаются с вибрафонными мотивами, а духовые — с наигрышами рубаба. Впрочем, это ещё не финал, и дальше вступают в дело тревожный басовый рифф и электрогитара… Заканчивается же трек, а с ним и альбом, тревожными шагами синтибаса, зловещими подголосками бас-кларнета и тихой, но суровой темой в духе «Red» на основе увеличенного лада, пусть и на фоне исчезающего мажорного трезвучия. Это то самое многоточие, над которым хочется поразмыслить. Видимо, о чём-то подобном задумался герой обложки (её автор — Вячеслав Потапов), застывший почти в позе роденовского мыслителя. В целом — достойная работа, которой следует уделить пристальное внимание не только поклонникам Roz Vitalis, ждущим их новых работ, но и всем, кто интересуется рок-авангардом.

Елена Савицкая

InRock
9 из 10
Общее впечатление

avant rock / progressive 9/10
Art Beat

9

Обязательно к прослушиванию
Елена Савицкая

Елена Савицкая