Compassionazer «Caress of Compassion» (2020)
Новый проект петербургского композитора и клавишника Ивана Розмаинского – «детище» самоизоляции, в которой оказались практически все мы весной и летом 2020 года. Поскольку основная группа Ивана, прог-роковая Roz Vitalis, не могла в то время нормально функционировать, репетировать и записывать новый альбом, музыкальная активность Розмаинского переместилась в сеть. Так родилось сотрудничество с музыкантом из Германии Сергеем Любченко, играющим, помимо гитары, на дойре и рубабе (восточные струнные инструменты). Третьим участником стал хорошо знакомый по Roz Vitalis и ещё одному проекту с участием Розмаинского, Fair Wind Pleases, бас-кларнетист Леонид Перевалов. Своеобразный инструментальный состав в определённые моменты дополнялся столь же нетипичными для рок-музыки арфой, гуслями, трубой. Самым же необычным (хотя и объяснимым с чисто практической точки зрения) стало отсутствие привычной ударной установки, хотя разнообразная перкуссия использовалась в больших количествах.
Музыка местами звучит совсем не похоже на нынешний Roz Vitalis, и в то же время она напоминает о ранних камерных опытах Розмаинского под «шапкой» группы – недаром название Compassionazer отсылает к одноимённому альбому группы 2007 года. Некоторые композиции могли бы занять место и на современных записях Roz Vitalis. А метафизической идеей проекта, по словам Розмаинского, стало развитие таких человеческих качеств, как сопереживание, сочувствие и сострадание.
На альбоме двенадцать треков. Достаточно прозрачная и хрупкая звуковая ткань формируется за счёт полифонического переплетения голосов, взаимодействия красочных тембров. Стилистически музыка сочетает черты камерного авант-прога и «третьего направления»; многие фрагменты отличаются мелодичностью и мягкостью – но почему бы не быть мелодичному авангарду? Каркас альбома составляют три части композиции под названием «Cares of Compassion» – первая из них (№4), тихий дуэт электропиано и бас-кларнета, напоминает о пении птиц после дождя (вызывая ассоциации с Мессианом); вторая (№8) обогащается органными тембрами, но звучит всё так же просветлённо и возвышенно, третья (и последняя на диске), начинаясь всё с тех же переливов фортепиано и отголосков кларнета, растворяется в небытии.
Драматургия альбома весьма нелинейна, но общий вектор её можно определить хорошо знакомым «от мрака к свету». В первом треке «The Whole Creation Travaileth in Pain Together» скрипучий голос бас-кларнета, бренчание струнных и тревожный перестук перкуссии рождают ожидание чего-то недоброго. «Street out of Sleep» с её психоделическими мотивами гитары и парящими красками клавишно-«духовых» звучит достаточно светло. А вот развитие «How Poems Lose Relevance» с резкими органными звучаниями и почти проповеднической «речью» бас-кларнета приводит к патетическим аккордам траурного марша – весьма недвусмысленному напоминанию о том, что все мы смертны… Но это, пожалуй, самая трагическая точка развития альбома. Чем-то близка «Beware of Evil Workers», которая, начинаясь стилизованными «под старину» фразами клавесина, внезапно превращается в шествие неких злых сил, заставляя вспомнить «Devil’s Triangle» King Crimson, и даже трип-хоповый ритм программированных ударных здесь к месту. «Heart to Heart Talk» открывается вопросительными мотивами фортепиано (чем-то они похожи на основной лейтмотив альбома Roz Vitalis «The Hidden Man of the Heart», только звучащий как бы в обратную сторону), которые затем видоизменяются и распределяются между инструментальными голосами наподобие фуги, напоминая настоящий разговор. Композиция с таинственным названием «1907» (что такого случилось в этом году?) вновь отсылает к какому-то старинному танцу, впрочем, довольно обрывочному, с «наползающим» грохотом литавр и каскадами диссонирующих гармоний. А после мрачной «When It Is Too Late To Love» неожиданно звучит сверкающая «My Soul as a Thirsty Land» – настоящий гимн во славу всего сущего, где каждый голос и инструмент хвалит мироздание, радостно перекликаются арфа, кларнет, труба. И даже «затемнение» в средней части не может сломить этой радости.
Не соглашусь со многими западными рецензентами, которые пишут о том, что музыка альбома подошла бы в качестве саундтрека к какому-нибудь фильму. На мой взгляд, она хороша сама по себе, её надо слушать внимательно, наслаждаясь нюансами звукозаписи и интересными стереоэффектами, благо качество звучания на высоком уровне. Отметим под конец, что некоторые композиции сначала были клавишными зарисовками Ивана Розмаинского к стихам питерской поэтессы Марии Леонтьевой. Весьма хорошие стихи, рекомендую почитать их отдельно.
Елена Савицкая (для «InRock» №93)
avant prog 8/10
Ivan Rozmainsky / ArtBeat Music