Comedy Of Errors “Spirit” (2015)
Группа Comedy Of Errors cформировалась в 1984 году в Глазго и стала одной из первых, исполнявших неопрог в Шотландии, наряду с Pallas и Abel Ganz. Коллектив выпустил несколько релизов, правда, имеющих полуофициальный или даже неофициальный статус, и вскоре благополучно распался, так и не заслужив титул «классиков неопрога», как те же Pallas. Однако уже в 2010-е годы Comedy Of Errors возобновили свою ”академическую” деятельность, и новейший релиз “Spirit” – уже третий после реюниона. В текущем составе группы – двое из основателей, вокалист Джо Кэйрни и клавишник Джим Джонстон, а также «старожил» гитарист Марк Спальдинг (в 1980-е он играл в группе преимущественно на бас-гитаре). К ним присоединились гитарист Сэм МакКуллох, басист Джон Фитцджеральд и барабанщик Брюс Левик.
Альбом “Spirit” – насквозь концептуальный. Автором сюжета и музыки является клавишник Джим Джонстон. Среди влияний он упоминает таких композиторов, как Бах, Пёрселл, Малер, Дауленд, Таллис и Фальконьери. В «концептуальном» плане Джонстон сильно вдохновляется наследием Шекспира, а тексты альбома выдержаны в духе Книги Иова. Концепция носит очень личный характер и, по некоторым данным, связана с потерей близкого человека кем-то из музыкантов или их друзей.
В альбоме две части. Часть 1 – «Spirit», 45-минутная сюита из 10 треков нон-стоп. Часть 2 – «Epilogue», которая состоит из шестиминутной «This Is How It Has To Be» и сингловой версии «Spirit» на пять минут, которая идет после паузы; таким образом, ее можно воспринимать как бонус.
Если альбом “Spirit” и не является «нетленкой», то в десятку прог-релизов 2015 года его можно включать уверенно – он наполнен очень красивой и одухотворенной музыкой. Для успешной реализации концепции о «духовном путешествии от тьмы к свету и от отчаяния к надежде» Джонстон сотоварищи обращаются к наследию классической музыки. В результате многие фрагменты альбома напоминают не столько аналоги Pendragon и IQ, сколько «высокую классику» – уже упоминавшихся Пёрселла, Малера и других. В этом плане наиболее показателен 7-й трек «Ascension / Et Resurrextit / Auferstehen / Arise In Love Sublime, Arise / Spirit», оставляющий позади значительную часть «светлых и возвышенных» произведений Yes и The Flower Kings. Ни чувство меры, ни чувство прекрасного музыкантам почти нигде не изменяет, что представляет собой чрезвычайную редкость для современного неопрога. В результате даже банальность основной мелодии “Spirit”, впервые появляющейся в третьем треке и повторяющейся многократно по ходу альбома, почти не раздражает. А послушав диск неоднократно, нельзя не проникнуться светлыми чувствами.
neoprog/ neoclassical 9/10
COE Music
Рецензия опубликована в #1(74)/2016