Circa «And So On» (2011)
progressive rock 7/10
CircaHQ
Билли Шервуд умеет всё: он и певец, и мультиинструменталист, и сочинитель, и саундпродюсер. Но в большой команде Yes он чаще всего находился на скамейке запасных, и если и привлекался в основной состав, то лишь на замену и ненадолго. Зато в индивидуальном творчестве его ценят все, и прежде всего басист Крис Сквайер (проект Conspiracy), который его, собственно, обнаружил и привлек к работе над диском «Union». Билли набил себе руку и на многочисленных кавер-проектах, продюсировал записи других музыкантов (сама свежая – сольный альбом Джона Уэттона), знатоки даже считают, что у Шервуда-продюсера свой, сразу узнаваемый саунд, и диски с его участием невозможно не узнать на слух. Таким образом, Билли долго оставался преимущественно закулисной персоной, и когда в Yes настала эпоха разлада, он помогал формировать один за другим сайд-проекты участников группы. Одним из таких и была «Circa:» (правильно заканчивать это название символом двоеточия, но ограничимся одним разом), латинское словечко, означающее «приблизительно, около того». В проект входили Билли в роли певца и басиста (что примечательно, в Yes он был гитаристом и клавишником!), барабанщик Yes Алан Уайт, экс-клавишник Yes Тони Кэй и гитарист Джимми Хаун. Выпустив два альбома, Circa преобразовалась в другой проект YoSo (с участием экс-певца Toto Бобби Кимболла), который, в свою очередь, прекратил существование после того, как ожили Yes и Toto. Тут-то и настал шанс Шервуда: пока большие боссы дерутся, заняться творчеством и показать, что и сам по себе он – достойный представитель «йесовского» фамильного древа. В нынешней Circa: Билли, Тони Кэй, гитарист Джонни Бранс (он тоже чуток поиграл на Union, а также много – в кавер-группе Yes), и незнаменитый еще барабанщик Скотт Коннор. С первых звуков открывающей диск 9-минутной «And So On» охватывает чувство дежа-вю. Тот же лязгающий блуждающий бас а-ля Сквайер, ажурная «летящая» гитара в духе Хоу, ощущение большой и масштабной, постепенно раскрывающейся перед глазами музыкальной картины. Пышные клавишные, многослойные подпевки… только вот голос Билли лишен небесной красоты оригинала и близок скорее к пению Питера Гэбриэла, что тоже, наверное, неплохо.
Показав в заглавной вещи, что он способен «давать продукт» в духе оригинала, Шервуд немного «попускается» и позволяет себе и экскурс в «восьмидесятнический» поп-арт-роковый саунд, и напряженные нервные композиции в духе современного прог-рока, и проникновенную чисто балладную «In My Sky», посвященную ушедшему из жизни другу. В этой вещи меньше всего слышно подстраивание под Yes, и она, пожалуй, самая сильная на диске.
Сравнение с Yes играет с Circa дурную шутку: когда начинаешь сопоставлять, музыка Шервуда кажется не более чем плоской моделью живого и безграничного мира; если же забыть об аналогиях, то Билли – один из достойных представителей американского прог-рока 90-х. Ближе всего его стиль к Magellan, хотя, быть может, без «безуминки» и без перенасыщенности музыки последних: движущиеся прыжками мелодии, иссушенные высокие подпевки, богатство аранжировок и добротный песенный потенциал. Хотя с последним можно поспорить: хоть Шервуд и композитор с огромным стажем, настоящие озарения ему не свойственны. Бледность музыкального материала, а не его вторичность – вот главная беда и Circa, и всех прочих затей Билли. Думаете, просто так он вечно на скамейке запасных сидит?